Курятник Иван Прокофьевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 785
Курятник Иван Прокофьевич — командир звена 751-го авиационного полка 17-й авиационной дивизии авиации дальнего действия (АДД), старший лейтенант.
Родился 12 февраля 1919 года в селе Уланово ныне Глуховского района Сумской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1942 года. Образование неполное среднее. Работал слесарем на ворошиловградском заводе, учился в аэроклубе.
В Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с ноября 1941 года.
Командир звена 751-го авиационного полка (17-я авиационная дивизия, авиация дальнего действия (АДД)) старший лейтенант Иван Курятник к октябрю 1942 года совершил 103 боевых вылета (в том числе 99 ночью) на бомбардировку важных объектов в тылу противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Курятнику Ивану Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Служил на Сахалине, в Белоруссии, в Прибалтике. Гвардии подполковник И.П. Курятник командовал авиационным полком.
Погиб 24 сентября 1952 года при выполнении учебно-тренировочного полета. Похоронен в городе Сольцы Новгородской области.
Награждён орденом Ленина (31.12.1942), 2 орденами Красного Знамени (в т. ч. 21.07.1943), орденами Отечественной войны 1-й степени (29.02.1944), Красной Звезды, медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы».
В Сумском областном и Глуховском районном краеведческих музеях, в уголке боевой славы школы, в которой он учился, и в народном музее села Уланово собраны материалы, повествующие о боевом пути отважного летчика.
МУЖЕСТВО И МАСТЕРСТВО
В суровом декабре 1941 года младший лейтенант Курятник защищал небо Москвы от фашистских захватчиков.
...Вторая эскадрилья бомбардировочного полка по тревоге поднялась в воздух. За линией фронта наши самолеты сбросили на вражеские позиции смертоносный груз. Землю окутали клубы дыма, но вот в воздухе появились самолеты противника. Командир передал Курятнику: «юнкерс» заходит справа. Курятник совершил маневр. Нажал на гашетку. «Юнкерс» задымил и стал падать вниз.
Это был первый воздушный бой летчика Курятника.
Экипаж бомбардировщика, которым командовал Иван Прокофьевич, отличался высоким летным мастерством. Только за шесть месяцев военных действий в 1942 году он осуществил 55 боевых вылетов. Десятки раз наносил удары по вражеским аэродромам в Смоленске, Орше, Брянске, бомбил важные военные объекты противника в Гомеле, Харькове, Полтаве, под Сталинградом, в Кенигсберге, Будапеште, Берлине.
В битве на Волге И.П. Курятник, по нескольку часов подряд не покидая машину, совершал ночные полеты, сбрасывая на врага смертоносный груз.
Однажды — это было в сорок третьем году — экипаж бомбил столицу фашистской Германии. Возвращаясь с боевого задания, самолет попал под сильный зенитный огонь противника. Вражеский снаряд повредил один из моторов. Положение создалось критическое, и только благодаря мастерству и выдержке командира экипажа поврежденную машину удалось посадить на свой аэродром.
Шел июнь 1944 года. Группа советских бомбардировщиков получила задание подвергнуть бомбардировке ряд военно-промышленных объектов противника. В заданном районе наших летчиков встретили фашистские истребители и шквальный огонь зенитных батарей. Но, несмотря на это, груз был точно сброшен на цель. Преследуемые «мессершмиттами», советские бомбардировщики легли на обратный курс. В этот момент самолет Ивана Курятника был подбит и загорелся. Выход был один — покинуть пылающую машину. С большим трудом самолет удалось довести до линии фронта, и там летчики спустились на парашютах. Последним покинул бомбардировщик командир.
Он очнулся в кустах на опушке леса. Вскоре члены отважного экипажа вновь были в своем полку.
За годы войны героический экипаж И.П. Курятника совершил около 300 боевых вылетов. В каждой операции лётчики проявляли мужество, находчивость, умение выйти из трудного положения.
Биографию подготовил:
В путешествие по Сумщине. Харьков, 1979
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Гриченко И.Т., Головин Н.М. Подвиг. - Харьков: Прапор, 1983