Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Коновалов Алексей Васильевич

Коновалов Алексей Васильевич

07.02.1905 - 13.11.1994

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 10313

Орден Ленина № 370086

Коновалов Алексей Васильевич – начальник Люблинского литейно-механического завода Министерства путей сообщения СССР, город Москва.

Родился 7 февраля 1905 года в селе Вязовый Гай Воздвиженской волости Николаевского уезда Самарской губернии, ныне – Красноармейский район Самарской области. Русский.

В 1914 году семья Коноваловых переехала в город Самару, Алексей Васильевич помогал отцу, работавшему ломовым извозчиком, а с 1917 года работал самостоятельно разносчиком газет.

В 1918 году поступил в низшее техническое училище Самаро-Златоустовской железной дороги, после окончания которого в 1924 году работал в Самаре паровозным мастером.

В 1928 году А. В. Коновалов был избран депутатом Самарского городского Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

После окончания Краснознамённого Московского механико-машиностроительного института имени Н. Э. Баумана работал на Самарском железнодорожно-ремонтном заводе («Сажерез», с 1935 года – Куйбышевский завод запасных частей, КЗЗП).

В 1940 году Алексей Васильевич из города Куйбышева был переведён на Люблинский литейно-механический завод имени Л. М. Кагановича (носивший это имя до 1957 года) главным инженером предприятия. В июне 1941 года назначен начальником завода.

С началом Великой Отечественной войны в первых числах июля 1941 года из рабочих завода был сформирован Люблинский батальон ополчения, который отважно сражался с последних чисел сентября на подступах к городу Юхнов Московской области наряду с подольскими курсантами.

С августа 1941 года А. В. Коновалов занимался эвакуацией заводского оборудования вглубь страны, в основном в город Куйбышев. Эвакуация проходила при сохранении непрерывного производственного цикла под постоянной бомбёжкой вражеской авиации. После окончания эвакуации в декабре 1941 года он сам выезжал в Куйбышев и непродолжительное время руководил КЗЗП, а вскоре вернулся в Люблино.

В годы войны в цехах Люблинского завода железнодорожные составы оборудовались под бронепоезда, ремонтировались повреждённые на фронте паровозы и вагоны, изготовлялись детали к реактивным снарядам для реактивного миномёта «Катюша». В период войны коллектив завода 14 раз завоёвывал знамя Государственного Комитета Обороны, которое впоследствии было оставлено заводу на вечное хранение, а также 9 раз – знамя Наркомата и ЦК профсоюзов.

За добросовестное выполнение заданий Правительства в условиях военного времени начальник завода А. В. Коновалов был награждён тремя орденами, в том числе и орденом Ленина.

В 1946 году завод досрочно закончил восстановление и реконструкцию ряда цехов, монтаж оборудования, в основном завершил переход на выпуск продукции для транспорта. Предприятие производило запасные части для подвижного состава и железнодорожного транспорта, колёсные вагонные пары. Неоценима роль Люблинского завода в технологическом перевооружении железнодорожного транспорта, начавшемся в середине 1950-х годов, когда на смену паровозам и 20-тонным грузовым вагонам на железные дороги стали выходить мощные электровозы, тепловозы, большегрузные товарные и комфортабельные пассажирские вагоны. В короткий срок было освоено производство высокоточных запасных частей поршневой группы магистральных тепловозов, а также зубчатых колес тяговых передач электровозов. Пятый пятилетний план (1951–1955) коллектив завода выполнил досрочно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Коновалову Алексею Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1966 году за успешное выполнение семилетнего плана по выпуску запасных частей для подвижного состава железных дорог и достижение высоких технико-экономических показателей Люблинский завод был награждён орденом Ленина.

Алексей Васильевич руководил заводом* до 1967 года, затем перешёл работать в Министерство путей сообщения СССР.

Проживал в городе Москве. Скончался 13 ноября 1994 года. Похоронен на Люблинском кладбище Москвы.

Награждён 2 орденами Ленина (11.05.1944; 01.08.1959), орденом Отечественной войны 1-й степени (29.07.1945), 2 орденами «Знак Почёта» (04.12.1941; 04.05.1971), медалями.


* В ноябре 2014 года согласно постановлению Правительства Москвы завод прекратил своё существование, производственное оборудование демонтировано.



Использованы материал и фото Героя, которые любезно предоставила Е. Г. Черменинова, сотрудник Музея трудовой славы Люблинского литейно-механического завода, город Москва.


 

Биографию подготовил: Сергей Кузоватов

Источники

Публикации в сети Интернет