Калери Александр Юрьевич
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Медаль № 3
Калери Александр Юрьевич – космонавт-испытатель Научно-производственного объединения "Энергия".
Родился 13 мая 1956 года в городе Юрмала Латвийской ССР. Русский. Из семьи рабочего. В 1973 году окончил 10 классов русской средней школы № 5 в Яундубулты (район Юрмалы).
В 1979 году окончил Московский физико-технический институт в городе Долгопрудный Московской области по специальности "Динамика полёта и управление летательным аппаратом".
С 19 сентября 1979 года - инженер 016-го отдела ГКБ НПО "Энергия". Участвовал в разработке проектной и технической документации, натурных испытаниях ОК "Мир". Занимался исследованием нагрузок в эксперименте "Астра-2" на ОС "Салют-7", а так же одной из модификаций корабля "Союз Т" и модуля для ОК "Мир", создаваемого на базе этого же корабля. Программист высокой квалификации.
В 1983 году заочно окончил аспирантуру в Московском физико-техническом институте по специальности "Механика жидкостей, газа и плазмы".
Решением Государственной межведомственной комиссии от 15 февраля 1984 года отобран кандидатом в отряд космонавтов НПО "Энергия". 13 апреля 1984 года назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели 291-го отдела НПО "Энергия".
С ноября 1985 по октябрь 1986 года прошёл общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. 28 ноября 1986 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель". 11 февраля 1987 года был назначен на должность космонавта-испытателя 291-го отдела НПО "Энергия".
В 1987-1992 годах готовился в группе по программе полётов на ОК "Мир".
В апреле - мае 1987 года проходил подготовку в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа корабля "Союз ТМ-4" по программе третьей основной экспедиции на ОК "Мир", вместе с В.А.Ляховым. С мая по декабрь 1987 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа вместе с А.А.Волковым. Во время старта ТКК "Союз ТМ-4" 21 декабря 1987 года был дублером бортинженера корабля.
С января 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-7" по программе четвертой основной экспедиции на ОК "Мир" и советско-французской программы "Арагац", вместе с А.А.Волковым и Ж.-Л.Кретьеном (Франция). 22 марта 1988 года был отстранен от подготовки по состоянию здоровья и заменен С.К.Крикалёвым. Вновь допушен к подготовке решением Государственной межведомственной комиссии от 6 октября 1989 года.
В мае-ноябре 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера резервного (третьего) экипажа корабля "Союз ТМ-11" по программе ЭО-8 на ОК "Мир", вместе с А.А.Волковым.
В январе-апреле 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля "Союз ТМ-12" по программе ЭО-9 на ОК "Мир" и советско-английской программы Juno, вместе с А.А.Волковым и Т.Мейсом (Великобритания). Во время старта ТК "Союз ТМ-12" 18 мая 1991 года был дублером бортинженера корабля.
С мая 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-13" по программе ЭО-10 на ОК "Мир" и советско-австрийской программы Austromir, вместе с А.А.Волковым и Ф.Фибеком (Австрия).
10 июля 1991 года, в связи с решением Госкомиссии о совмещении полетов по австрийской и казахской программам, был выведен из экипажа и заменен Т.О.Аубакировым.
С октября 1991 по февраль 1992 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-14" по программе ЭО-11 ОК "Мир" и российско-германской программе Mir-92, вместе с А.С.Викторенко и К.-Д.Фладэ (Германия).
С 17 марта по 10 августа 1992 года совершил свой первый космический полет в качестве бортинженера ТКК "Союз ТМ-14" и ОК "Мир" по программе ЭО-11 (11-й основной экспедиции). Стартовал вместе с А.С.Викторенко и К.-Д.Фладэ (ФРГ). Посадку совершил вместе с А.С.Викторенко и М.Тонини (Франция). 8 июля 1992 года совершил один выход в открытый космос продолжительностью 2 часа 3 минуты. Продолжительность полета составила 145 суток 14 часов 10 минут 32 секунды.
Указом Президента Российской Федерации № 870 от 11 августа 1992 года за успешное осуществление длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Калери Александру Юрьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» (№ 3).
В этот же день Указом Президента Российской Федерации № 871 от 11 августа 1992 года Калери Александру Юрьевичу присвоено звание "Лётчик-космонавт Российской Федерации". Он стал первым из российских космонавтов, удостоенным этого звания.
В марте 1994 года был назначен заместителем начальника 291-го отдела (отряда космонавтов) НПО "Энергия".
С октября 1995 по июль 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля "Союз ТМ-24" по программе ЭО-22 на ОК "Мир" и российско-французской программе "Кассиопея", вместе с В.Г.Корзуном и Л.Эйартцом (Франция). В связи с заболеванием Г.М.Манакова - командира основного экипажа корабля "Союз ТМ-24", решением Госкомиссии от 12 августа 1996 года в состав основного экипажа корабля вместо Г.М.Манакова и П.В.Виноградова были назначены соответственно В.Г.Корзун и А.Ю.Калери, которые планировались в качестве основного экипажа ЭО-24.
С 17 августа 1996 года по 2 марта 1997 года года совершил свой второй космический полет в качестве бортинженера ТК "Союз ТМ-24" и ОК "Мир" по программе ЭО-22 (22-й основной экспедиции). Стартовал вместе с В.Г.Корзуном и К.-Э.Деэ (Франция). Посадку совершил вместе с В.Г.Корзуном и Р.Эвальдом (Германия). Во время полета совершил два выхода в открытый космос: 02.12.1996 - продолжительностью 5 часов 58 минут; 09.12.1996 - продолжительностью 6 часов 38 минут. Продолжительность полета составила 196 суток 17 часов 26 минут 13 секунд.
С декабря 1997 по июль 1998 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа по программе ЭО-26 на ОК "Мир", вместе с С.В.Залетиным. Во время старта ТК "Союз ТМ-28" 13 августа 1998 года был дублером бортинженера корабля.
С марта 1999 по март 2000 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа 28-й экспедиции на ОК "Мир" (ЭО-28), вместе с С.В.Залетиным.
С 4 апреля по 16 мая 2000 года совершил свой третий космический полет в качестве бортинженера ТК "Союз ТМ-30" и ОК "Мир" по программе ЭО-28 (28-й основной экспедиции) вместе с С.В.Залетиным. Этот полет стал последней экспедицией на ОК "Мир". 12 мая 2000 года совершил один выход в открытый космос продолжительностью 5 часов 3 минуты. Продолжительность полета составила 72 суток 19 часов 42 минуты 16 секунд.
С января 2001 по май 2002 года проходил подготовку к космическому полету в качестве командира дублирующего экипажа МКС-5, вместе с С.Келли (США) и Д.Кондратьевым. 1 октября 2002 года приступил к подготовке в качестве бортинженера основного экипажа МКС-7, вместе с Ю.И.Маленченко и Э.Лу.(США).
После катастрофы шаттла Columbia, вызвавшей корректировку программы полетов на Международную космическую станцию и переформирование экипажей, с 25 февраля 2003 года готовился в качестве бортинженера дублирующего экипажа МКС-7. 13 марта 2003 года решением Межведомственной комиссии был назначен в состав основного экипажа МКС-8 со стартом на ТК "Союз ТМА-3" и продолжил подготовку в качестве бортинженера МКС-8 и командира ТК "Союз ТМА-3", вместе М.Фоулом (США).
С 18 октября 2003 года по 30 апреля 2004 года совершил свой четвертый космический полет в качестве командира ТК "Союз ТМА-3" и бортинженера 8-й основной экспедиции на МКС вместе с М.Фоулом. Стартовал вместе с М.Фоулом и П.Дуке (Испания), приземлился вместе с М.Фоулом и А.Кейперсом (Нидерланды). 26 февраля 2004 года совершил один выход в открытый космос продолжительностью 3 часа 55 минут. Продолжительность полета составила 194 суток 18 часов 33 минуты 12 секунд.
В конце июля 2005 года был включён в состав смешанной группы космонавтов, получившей обозначение "КС-15/16/17" из состава которой будут сформированы экипажи 15-й, 16-й и 17-й экспедиций на МКС. 15 августа 2005 года приступил к подготовке в составе этой группы в РГНИИ ЦПК.
В мае 2006 года решением Роскосмоса, ЦПК и РКК "Энергия" в предварительном порядке был назначен командиром дублирующего экипажа 16-й экспедиции на МКС (МКС-16д) и командиром основного экипажа 18-й экспедиции на МКС (МКС-18). Старт 18-й экспедиции на корабле «Союз-ТМА-13» запланирован на сентябрь 2008 года. Планировалось, что это будет первый полёт новой модификации корабля "Союз-ТМА" (700-я серия). Однако летом 2006 года первый полет машины этой серии был перенесен на весну 2009 года, а затем на ещё более поздний срок. В связи с этим его назначение в экипаж МКС-18 не состоялось.
В августе 2007 года в предварительном порядке был назначен в основной экипаж 23-й экспедиции на МКС (МКС-23, до июля 2008 года обозначалась как МКС-21А). Согласно этим планам основной экипаж должен стартовать на корабле "Союз ТМА-18" в марте 2010 года. Это должен быть первый полёт новой модификации корабля "Союз-ТМА" (700-я серия). 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Роскосмоса плане полётов на МКС. 21 ноября 2008 года его назначение было официально подтверждено НАСА (пресс-релиз №08-306) при объявлении составов экипажей МКС-20 - МКС-26.
В апреле 2009 года из-за задержки старта корабля новой модификации еще на полгода, был назначен в основной экипаж 25/26 экспедиции на МКС. По планам апреля 2009 года старт корабля "Союза" №701 планировался на сентябрь 2010 года.
В период с 20 января по 2 февраля 2010 года в составе условного экипажа вместе с О.И. Скрипочкой и Е.И. Тарелкиным участвовал в двухсуточных тренировках на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Тренировки проходили в подмосковном лесу.
На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда РКК "Энергия".
14 сентября 2010 года в Центре подготовки космонавтов вместе с О.И. Скрипочкой и Скоттом Келли сдал предполётную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 15 сентября 2010 года экипаж сдал экзаменационную тренировку на тренажере ТДК-7СТ №4 (тренажер корабля "Союза ТМА").
17 сентября 2010 года Межведомственной комиссией утвержден в качестве командира основного экипажа корабля "Союз ТМА-М". 21 сентября 2010 года назначение было подтверждено на заседании коллегии Федерального космического агентства.
Свой пятый космический полет А.Ю. Калери совершил в качестве командира корабля "Союз ТМА-М" и бортинженера МКС по программе 25-й и 26-й основных экспедиций, вместе с О.И. Скрипочкой и Скоттом Келли. Стартовал 7 октября 2010 года. 10 октября 2010 года осуществлена стыковка корабля с Международной космической станцией. 16 марта 2011 года космический корабль "Союз ТМА-М" отстыковался от станции и совершил мягкую посадку. Продолжительность их полета составила 159 суток 08 часов 43 минуты 05 секунд.
Суммарная продолжительность пребывания в космосе за пять полётов составила 769 суток 06 часов 34 минуты 56 секунд (на конец 2011 года - второй показатель в России и в мире). Выполнил 5 выходов в открытый космос суммарной продолжительностью в 23 часа 35 минут.
Старший лейтенант запаса (27.06.1983), лётчик-космонавт Российской Федерации (11.08.1992, знак № 1), космонавт 1-го класса, инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса.
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (9.11.2000), 3-й (11.04.1997, № 148) и 4-й (12.04.2011) степеней, орденом Дружбы (31.10.2005), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств: кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1997), медалями НАСА «За космический полёт» и «За общественные заслуги» (США).
Соавтор книги «Наблюдения Земли из космоса» (с борта ОС «Мир», март-август 1992).
Биографию подготовил:
Советские и российские космонавты. 1960-2000. М., 2001