Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Чумаченко Юрий Николаевич

Чумаченко Юрий Николаевич

25.07.1939 -

Герой Социалистического Труда

Даты указов

14.06.1982

Медаль № 20075

Орден Ленина № 399862

Чумаченко Юрий Николаевич – машинист локомотивного депо Москва-Сортировочная Московской железной дороги, город Москва.

Родился 25 июля 1939 года в городе Москва в семье кузнеца седьмого разряда и золотошвейки. Русский.

Детство прошло в доме у станции Серебряный Бор Малого кольца Московской железной дороги (МЖД) в московском районе Сокол. Так, наблюдая за движением паровозов, Юрий познакомился с железной дорогой. Окончив железнодорожное училище №3, по специальности слесарь-электрик по ремонту подвижного состава, поступил на работу в депо Москва-Сортировочная, однако до достижения 18-летнего возраста в кабину машинистов тогда не допускали.

26 июля 1957 года, сразу после совершеннолетия, Юрий отправился в первый рейс в должности кочегара паровоза, за смену перебрасывал 20 тонн угля. Через полтора года работы кочегаром, в 1959 году, когда на станцию поступили первые два электровоза, был переведён в слесари. Резкая смена вида тяги привела к тому, что многие опытные машинисты паровоза, отлично владевшие паровым управлением, не сразу могли разобраться и устранить причину поломки и остановки электровоза. Однажды на станции Москва-Казанская смог обнаружить и ликвидировать неисправность в электрической цепи электровоза, которым управлял машинист Виктор Лион – известный тем, что в 1945 году вёл в Берлин литерный поезд со Сталиным, направлявшимся на Потсдамскую конференцию. В депо Москва-Сортировочная лично познакомился с тремя участниками самого первого в СССР субботника 1919 года – Я.М. Кондратьевым, В.М. Сидельниковым и Ф.И. Павловым, записал их воспоминания об историческом событии.

В 1959-1962 годах проходил срочную службу на Северном флоте. После обучения в радиотехническом отряде, где получил навык улавливать звук неприятельской подводной лодки, на тральщике с боевыми вахтами побывал на острове Кильдин, Новой Земле, Земле Франца-Иосифа; местом базирования был город Полярный. 11 января 1962 года был непосредственным свидетелем взрыва снарядов на советской подводной лодке Б-37, что повлекло человеческие жертвы. На флоте Юрий увлёкся литературным трудом, его документальные репортажи с боевого траления, рассказы «Переход через два моря» и «У кромки льда» были опубликованы в военной газете «На страже Заполярья».

После увольнения из ВМФ вернулся к работе машиниста электровоза локомотивного депо Москва-Сортировочная МЖД. В апреле 1969 года за успехи, достигнутые в производственной деятельности, инициативу в развитии социалистического соревнования и в ознаменование 50-летия первых коммунистических субботников в числе наиболее отличившихся работников локомотивного депо Москва-Сортировочная МЖД был награждён своим первым орденом – «Знак Почёта». Ему хорошо знакомые участники первых коммунистических субботников Я.М. Кондратьев, В.М. Сидельников и Ф.И. Павлов этим же Указом были награждены орденами Ленина. В апреле 1979 года за заслуги в развитии творческой инициативы и в связи с 60-летием со дня проведения первого коммунистического субботника награждён орденом Октябрьской Революции.

В 1980-х годах на МЖД в связи с резким ростом грузопотоков усиленно разрабатывались и внедрялись новая технология и способы вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. Первый грузовой поезд со сверхтяжёлым весом 10 тысяч тонн провели машинисты Виктор Соколов (в головном локомотиве) и Дмитрий Богданов (в хвостовом локомотиве). Второй поезд от станции Рыбное до Москвы провёл Юрий Чумаченко.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1982 года за выдающиеся успехи, достигнутые при выполнении заданий по ускорению перевозок народнохозяйственных грузов, Чумаченко Юрию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Избирался членом бюро Перовского райкома КПСС, участником пленумов ЦК ВЛКСМ, Московского горкома ВЛКСМ, состоит в Центральном совете ветеранов войны и труда ОАО «РЖД». Ведёт рубрику «Клуб машинистов» в газете «Московский железнодорожник».

Работал в депо до выхода на заслуженный отдых.

Живёт в Москве.

Награждён орденами Ленина (14.06.1982), Октябрьской Революции (20.04.1979), «Знак Почёта» (09.04.1969), медалями, в том числе «За развитие железных дорог» (24.10.2007), знаком «Почётному железнодорожнику», а также золотой медалью ВДНХ СССР, часами от Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва (в честь пятидесятилетия стахановского движения), 2 наручными часами от Министра путей сообщения СССР.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Ведомости Верховного Совета СССР

Публикации в сети Интернет