Митрохин Василий Борисович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4315
Митрохин Василий Борисович - командир эскадрильи 191-го истребительного авиационного полка (257-я смешанная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Ленинградский фронт), капитан.
Родился 5 апреля 1918 года в деревне Суры ныне Тепло-Огаревского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В 1929 году с родителями переехал в город Серпухов Московской области. Здесь окончил 7 классов. Затем – школу фабрично-заводского ученичества при заводе «Можерез». Работал токарем, наладчиком на железнодорожном ремонтном заводе на станции Люблино ныне Московского горсовета. В 1937 году без отрыва от производства окончил Подольский аэроклуб.
В Красную Армию был призван в апреле 1938 году и направлен в авиационное училище. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, и был оставлен в школе инструктором. Вскоре стал командиром учебного звена. С началом Великой Отечественной войны оставался на должности инструктора в училище. Еще год готовил летчиков для фронта, не однократно писал рапорта о направлении в действующую армии. В июле 1942 году вместе с училищем был эвакуирован на Урале, в гордо Троицк Челябинской области.
В ноябре 1942 года приговором Военного трибунала Уральского военного округа младший лейтенант В.Б. Митрохин осужден к лишению свободы сроком на три года. Происшествие, приведшее Митрохина на скамью подсудимых случилось еще в Борисоглебске - проезжая на мотоцикле, по неострожности он сбил девочку, которая от травм скончалась. В том же месяце был направлена на фронт, в штрафную роту. Почти два месяца воевал помощником командира роты 38-й отдельной стрелковой (штрафной) роты на Калининском фронте. В конце декабря 1942 года в боях за город Великие Луки был тяжело ранен в ногу. После излечения в госпитале в городе Иваново вернулся к летной работе. Освоил американский истребитель Р-40 «Киттихаук».
С августа 1943 года - на фронте, командир звена в составе 191-го истребительного авиационного полка 275-й авиационной дивизии 13-й воздушной армии. Участвовал в боях на Ленинградском фронте.
С первых же дней лейтенант Митрохин показал себя отважным, храбрым, умелым воздушным бойцом и организатором. Его звено стало одним из лучших в 13-й воздушной армии. Если он не встречал врага в воздухе, то находил его и бил его на земле. К ноябрю 1943 года совершил 33 боевых вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков Ил-2, провел 26 успешных штурмовок, был награжден орденом Красного Знамени. Тогда же назначен командиром эскадрильи. Решением военного трибунала 13-й воздушной армии в ноябре 1943 года судимость была снята.
В январе 1944 года одержал первую победу в воздушном бою – сбил истребитель ФВ-190. С февраля 1944 года его ведомым стал младший брат - Сергей. Вместе они дошли до Победы. Летом 1944 года капитан Митрохин освоил новый истребитель - самолет Ла-5. С сентября 1944 года воевал в составе того же полка на Карельском фронте, участвовал в Петсамо-Киркинесской операции.
К октябрю 1944 года капитан Митрохин совершил 174 боевых вылета, в 36 воздушных боях сбил 17 самолетов противника (10 бомбардировщиков Ю-87, 3 – истребителя ФВ-190, 3 –Ме-109 и 1 ХШ-126). В 20 вылетах на нанесение бомбово-штурмовых ударов уничтожил на земле большое количество боевой техники и живой силы врага. Эскадрилья под его командованием провела 56 групповых воздушных боев, в которых сбила 64 самолета противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Митрохину Василию Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В конце ноября 1944 года полк был выведен в тыл, в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. Был перевооружен на самолеты Ла-7, но в боевых действиях больше не участвовал.
После войны продолжал службу в армии, в составе своего полка, преобразованного в 1949 году в 2-й учебно-тренировочный авиаполк Учебного центра по переучиванию летного состав на реактивные самолеты. Освоил реактивные самолеты, был заместителем командира полка, командиром полка. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. В 1951 году находился в командировке в Польше, обучал летчиков Войска Польского полетам на реактивных истребителях.
В 1955 году окончил Центральные летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС в городе Липецке. Последняя должность - заместитель начальника штаба по боевому применению 26-й дивизии ПВО в Забайкальском военном округе. В 1960 году был списан с летной работы, дала о себе знать рана, полученная в штрафбате. Осенью 1961 года полковник Митрохин уволен в запас.
Переехал в жить в город Иваново, на родину жены. Многие годы работал в Иванове на механическом заводе «Главэнергостроймеханизации», был избран секретарем парторганизации заводоуправления, депутатом районного Совета. С 1977 года на заслуженном отдыхе.
Скончался 18 августа 1993 года. Похоронен на кладбище Балино города Иванова.
Награжден орденами Ленина (02.11.1944), Красного Знамени (26.11.1943), Александра Невского (15.05.1944), двумя орденами Отечественной войны 1 степени (03.03.1944, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (22.02.1955), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За оборону Советского Заполярья» (1945), другими медалями.
Его именем был назван пионерский отряд школы № 32 города Иваново.
ИЗ БОЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Участвует в Великой Отечественной войне в составе 191 ИАКП на Ленинградском фронте с 4 августа 1943 года. Командует эскадрильей с 5 ноября 1943 года. В полку проявил себя, как исключительно отважный и мужественный боец и умелый и грамотный командир.
Он произвел на Ленинградском и Карельском фронтах 174 боевых вылета с налетом 163 часа, в том числе «Китихаук» - 161 вылет и на самолета Ла-5 – 43 вылета, из них: 45 на сопровождение штурмовиков Ил-2, 77 вылетов на прикрытие своих войск на поле боя и переправ, 14 вылетов на перехват бомбардировщиков противника, 20 вылетов на штурмовку и бомбометание, 15 вылетов на разведку.
Провел 36 боевых вылетов, в которых, проявив храбрость, дерзость и мастерство, лично сбил 17 самолетов противника: десять Ю-87, три ФВ-190, три МЕ-109 и один ХЕ-126.
Самолеты сбиты в воздушных боях:
1. 23 января 1944 года в воздушном бою в районе Красногвардейска 4-х самолетов Р-40Е против 4-х ФВ-190 капитан Митрохин сбил один ФВ-190, упавший на Красногвардейском аэродроме.
2. 5 марта 1944 года при прикрытии переправы через реку группа из 8 самолетов Р-40Е под командой ведущего капитана Митрохина обнаружила и атаковала группу в 20 бомбардировщиков Ю-87, действовавших по нашим войскам. В результате боя уничтожено 10 самолетов Ю-87 без своих потерь. Капитан Митрохин умело управлял боем и сам лично сбил один Ю-87 в районе 2 км северо-восточнее Смолница.
3. 6 март 1944 года при прикрытии своих войск на Нарвском направлении в бою 5-ти самолетов Р-40Е под командой капитана Митрохина против 20 Ю-87 и 10-ти ФВ-190 было уничтожено 3 вражеских самолета без своих потерь. Капитан Митрохин лобовой атакой с дистанции 10 метров сбил один ФВ-190, упавший в 7 километрах южнее Апсаре.
4. 19 марта 1944 года при прикрытии своих войск на Нарвском направлении четверка самолетов Р-40Е под командованием Митрохина атаковала на подходе к цели группу из 27 Ю-87 и 6-21 ФВ-190, сбила два и подбила два бомбардировщика, не понеся потерь. Лично капитан Митрохин сбил один Ю-87 в районе болота Пуххату.
5. 26 марта 1944 года в 12.00 капитан Митрохин, ведущий пары, в воздушном бою 10-ти самолетов Р-40Е, ЛА-5 и ЯК-9 против 50-ти Ю-87 и 2-х ФВ-190 сбил один бомбардировщик в районе Сиргела.
6. 26 марта 1944 года в 15.30 в воздушном бою 4-х Р-40Е, ведущий капитан Митрохин, и 6-ти ЯК-9 против 15-ти Ю-87 и 2-х ФВ-190. При прикрытии своих войск на Нарвском направлении, капитан Митрохин сбил Ю-87 в районе Сиргела.
7. 26 марта 1944 в 19.00 при прикрытии своих войск на Нарвском направлении в двух воздушных боях капитан Митрохин, ведущий группы самолетов Р-40Е в первом бою против 13 Ю-87 и ФВ-190 и во втором бою против 20 Ю-87 и 2-х ФВ-190, лично сбил два бомбардировщика Ю-87 в районе Сиргела и Рейндепыллу. Всего за 26 марта в 4-х воздушных боях группа капитана Митрохина, не понеся своих потерь, уничтожила 7 вражеских самолетов, из них 4 лично сбил капитан Митрохин.
8. 19 апреля 1944 года при прикрытии своих войск на поле боя на Нарвском направлении в воздушном бою 4-х самолетов Р-40Е под командой капитана Митрохина против 4-х ФВ-190 и 30-ти Ю-87, подходящих к цели группами по 10 самолетов, капитан Митрохин лично сбил два самолета Ю-87 в районе Рейндепыллу и подбил одного.
9. 30 апреля 1944 года при прикрытии своих войск на Нарвском направлении в бою 4х самолетов Р-40Е ведущий капитан Митрохин и 4-х ЯК-9 против 30 Ю-87 и 4-х ФВ-190 капитан Митрохин сбил один Ю-87 в районе Вайнара.
10. 21 апреля 1944 года капитан Митрохин, прикрывающий во главе четверки самолетов Р-40Е работу штурмовиков в районе Нарвы сбил в воздушном бою один ХШ-126, упавший в 2 км сев. Соски.
11. 29 июня 1944 года при прикрытии своих войск на поле боя в районе Выборга капитан Митрохин, ведущий группы 6-ти самолетов Ла-5 в воздушном бою против 5-ти ФВ-190 и 3-х Ме-109 лично сбил ведущего Ме-109 в районе Выборга.
12. 2 июля 1944 года при прикрытии своих войск на поле боя в районе Выборга капитан Митрохин, ведущий группы, в воздушном бою 4-х ЛА-5 против 4-х самолетов МЕ-109 лично сбил в районе Выборга один МЕ-109.
13. 5 августа 1944 года при вылете на перехват бомбардировщиков противника за Нарвой четверка самолетов ЛА-5 под командой капитана Митрохина атаковал группу в 36 Ю-87, которая шла к цели девятками под прикрытием 4-х ФВ-190. В решительном и упорном бою капитан Митрохин лично сбил в районе озера Яала-ярви с дистанции 100-50 метров одного бомбардировщика Ю-87 и одного истребителя ФВ-190.
14. 11 октября 1944 года, участвуя в массированном бомбо-штурмовом ударе истребителей на аэродром Сальми-Ярви, капитан Митрохин встретил два самолета Ме-109, вступил с ними в бой и сбил в районе аэродрома атакой с дистанции в 50 метров один МЕ-109.
Сбитые капитаном Митрохиным В.Б. самолеты противника подтверждены.
Все боевые задания отлично выполнялись капитаном Митрохиным. Прикрываемые штурмовики ИЛ-2 потерь от вражеской авиации не несли. Бомбардировщики противника ни разу не допускались к бомбометанию по нашим войскам. Летая на разведку, он доставлял всегда точные данные. Он 20 раз при прорыве блокады Ленинграда и в боях а Петсамо в тяжелых метеоусловиях и в зоне сильного зенитного огня летал на штурмовку и бомбометание немецких войск и всякий раз эффективными штурмовками наносил большой урон живой силе и технике противника.
Наряду с личными высокими боевым мастерством капитан Митрохин проявил хорошую тактическую грамотность и умение командовать в бою. Его эскадрилья за время его командования произвела 1320 боевых самолето-вылетов с налетом 1180 часов, провела 56 групповых боев, в которых сбила 64 самолета противника, потеряв за это время своих 5 летчиков.
Дисциплинирован. Выдержан. В военном отношении воспитан хорошо. Политически развит хорошо. Пользуется деловым авторитетом среди всего личного состава полка. В боевой работе служит примером для всех летчиков части.
Партии Ленина, Сталина и социалистической Родине предан.
Вывод: За выдающиеся боевые заслуги командир эскадрильи 191 Истребительного авиационного Краснознаменного полка капитан Митрохин Василий Борисович достоин высшей степени отличия – присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 191 Истребительного Авиационного Краснознаменного полка гв. майор Гринченко
Биографию подготовил:
Герои войны. - Таллин, 1984
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Иноземцев И.Г. В небе Заполярья и Карелии. - М.: Воениздат, 1987
Иноземцев И.Г. Крылатые защитники Севера. - М.: Воениздат, 1975
Иноземцев И.Г. Под крылом - Ленинград. - М.:Воениздат,1978
Личное дело
Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. Ярославль, 1980
Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.