Солкин Семён Алексеевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 17448
Орден Ленина № 423786
Солкин Семён Алексеевич – старший механик теплохода «XVII съезд ВЛКСМ» Волжского объединённого речного пароходства Министерства речного флота РСФСР, Куйбышевская область.
Родился 23 февраля 1925 года в селе Подъём-Михайловка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне – Волжского района Самарской области). Русский.
В 1942 году в разгар Великой Отечественной войны пришёл в военкомат с просьбой отправить его на фронт, где воевали его отец и старший брат, но там, узнав, что парень умеет управлять трактором, решили иначе и предложили Семёну возглавить тракторную бригаду, пообещав прислать повестку на фронт, когда он понадобится.
И стал Семён Солкин бригадиром тракторной бригады, которую вскоре назвали «фронтовой». Давалось тогда это имя лучшим из лучших коллективов, тем, кто сутками не уходил с поля, сражался за урожай, как солдаты в окопах. А были в тракторной бригаде Семёна лишь женщины да подростки-малолетки. Бригадир – самый опытный. Наладит он старенькие трактора ЧТЗ, заведёт их, поставит в борозду и уж тогда приглашает своих трактористов. Сам от зари до зари землю пахал, а чуть у кого машина забарахлит – за бригадиром бегут. Семён был тогда и механиком, и ремонтником, и заправщиком – всем сразу. Неоднократно приходил в военкомат с заявлением о направлении на фронт, но там каждый раз отвечали, что нужно подождать. Так и наступил победный 1945 год, а вместе с ним и окончание войны.
Осенью 1945 года вместе с другом решил поступать в Куйбышевский речной техникум в городе Куйбышев (ныне – Самара). Свою первую плавательскую практику проходил на теплоходе «Белоруссия». Впоследствии в период учёбы в техникуме проходил на этом судне все свои последующие плавательские практики. Под руководством опытного наставника механика Алексея Васильевича Петренко со временем приобрёл необходимые навыки и знания.
Окончив техникум и получив диплом, вышел в свое первое самостоятельное плавание третьим механиком на грузовом теплоходе «Украина» Волжского объединённого речного пароходства (ВОРП). Затем работал механиком на ряде судов ВОРП – «Белоруссия», «Брянск», «Чита», «Иваново». Позднее стал капитаном-механиком теплохода «Никополь». Одним из первых в пароходстве перешёл на совмещение профессий капитана и механика. Стал инициатором движения за повышение инженерной культуры обслуживания судовых механизмов, продления межремонтных (средних) периодов с 4 до 6 навигаций. Его стараниями ресурс машин и механизмов был увеличен на 4000 часов. Его почин поддержали экипажи 375 судов. В павильоне «Транспорт» Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве появился большой стенд, посвященный работе экипажа теплохода «Никополь». С.А. Солкин был награждён серебряной медалью ВДНХ СССР. Школу Семёна Алексеевича прошли десятки молодых речников. Окончил специальные курсы техников на судостроительном заводе «Красное Сормово» и курсы повышения квалификации в Ленинградском институте инженеров водного транспорта.
В 1967-1974 годах – механик-наставник Тольяттинского судоремонтного завода (СРМЗ). С 1974-1983 годах трудился старшим механиком на судах смешанного плавания типа «река – море» ВОРП – «XVII съезд ВЛКСМ» и «Дружба народов».
Один рейс Семён Алексеевич запомнил навсегда. Случилось это в феврале 1975 года. Экипажу теплохода «XVII съезд ВЛКСМ» поручили срочно доставить груз из Жданова (ныне – Мариуполь, Украина) в Керчь. Азовское море замерзло. Холода стояли крепкие. В рейс вышли в сопровождении ледокола. Мощный «моряк» разбивал ледяные поля, расчищал дорогу «речнику». Уже почти рядом с Керчью с ледокола радировали: «Впереди разводья, желаем счастливого плавания». Ледокол развернулся и лёг на обратный курс. Теплоход шёл почти на ощупь. Под винтами скрежетал лед. Солкин неотлучно был у машин. Через каждую минуту приходилось менять режим их работы. Вдруг холодная морская вода захлюпала под ногами. Семён Алексеевич побледнел. Так и есть: лед выбил сальники дейдвудных втулок. Требовалось немедленно остановить один двигатель. Но капитан возражал: судно потеряет ход, и тогда лёд прижмёт его к камням.
«Всего час продержись, Алексеевич, – просил капитан, – выйдем к. чистой воде, тогда остановишь машину». Это был трудный час. Мотористам вместе с механиком приходилось откачивать воду, следить за машинами и готовить всё необходимое для набивки сальников. Продержались. Выбрались из ледяного плена и устранили повреждение. Старший механик Солкин не удержался, обнял своих мальчишек: «Спасибо! Молодцы!»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки и социалистических обязательств, Солкину Семёну Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1983 года вновь работал механиком-наставником на Тольяттинском СРМЗ.
Жил в городе Тольятти Куйбышевской (ныне – Самарской) области. Умер 10 сентября 1987 года.
Награждён орденами Ленина (05.03.1976), Трудового Красного Знамени (14.09.1966), медалями.
В Музее истории Волжского пароходства С.А. Солкину посвящён отдельный стенд. Его именем в 1992–1996 годах назывался теплоход проекта 19620: «Механик Солкин» (сейчас сухогруз называется «Лида»).
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет