Кротов Иван Михайлович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9807
Орден Ленина № 371188
Кротов Иван Михайлович – дежурный по Надеждинскому отделению Свердловской железной дороги, Свердловская область.
Родился 20 августа 1920 года в деревне Большая Мостовая Верхотурского уезда Екатеринбургской губернии (ныне – деревня городского округа Верхотурский Свердловской области) в крестьянской семье. Русский.
В 1937 году окончил семь классов Верхотурской неполной средней школы. Трудовую деятельность начал списчиком вагонов на железнодорожной станции Верхотурье Свердловской железной дороги. С первых дней работы включился в стахановское движение. За 9 месяцев он освоил ещё две смежные профессии – технического конторщика и оператора. Молодого и перспективного работника вскоре направили в город Нижний Тагил Свердловской области на четырёхмесячные курсы дежурных по станции, по окончании которых в 1938 году Иван Михайлович был назначен дежурным по станции Верхотурье.
Являясь секретарём комсомольской организации станции, выступил с инициативой создания единой комсомольско-молодёжной смены. Его инициатива была поддержана руководством, и уже вскоре смена молодых работников станции стала одной из передовых на дороге. Она неоднократно награждалась грамотами и ценными подарками Надеждинского отделения дороги, Свердловской железной дороги и Наркомата путей сообщения СССР.
В 1942 году в разгар Великой Отечественной войны был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и направлен в Свердловское военное пехотное училище в городе Свердловск (ныне – Екатеринбург). Но военным Иван Михайлович всё же не стал. Оборонная промышленность СССР испытывала острую нехватку высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта, и многие призванные в армию железнодорожники по постановлению Государственного комитета обороны СССР были отозваны с фронтов и военных училищ. После пяти месяцев учёбы в Свердловске был направлен в город Серов и назначен на должность поездного диспетчера Надеждинского отделения железной дороги. Проработав в этой должности без малого полгода, был направлен на курсы техников при Хабаровском институте железнодорожного транспорта, которые он с отличием окончил в конце 1943 года. В начале 1944 года вернулся на должность поездного диспетчера Надеждинского отделения железной дороги, в которой проработал четыре года.
За добросовестный труд неоднократно поощрялся грамотами, ценными подарками и денежными премиями. В 1948 году его как одного из наиболее опытных и грамотных специалистов назначили на должность дежурного по Надеждинскому (в последующем – Серовскому) отделению Свердловской железной дороги.
Должность дежурного по отделению дороги была одной из ключевых должностей в области грузоперевозок. Она требовала хороших организаторских способностей, большого опыта и знания всех тонкостей работы железнодорожного транспорта. От качества работы дежурного по отделению зависела деятельность большинства промышленных предприятий Северного Урала. Промышленное развитие северных территорий Свердловской области в послевоенное время шло особенно быстрыми темпами: был введён в строй Богословский алюминиевый завод, стремительными темпами росла добыча угля на Карпинском и Волчанском угольных разрезах, увеличивалась добыча бокситов на Североуральском месторождении, резко возросли объёмы производства на предприятиях лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслей, начиналось строительство новых промышленных объектов, крупнейшими из которых были Серовский завод ферросплавов и Серовская ГРЭС. В условиях постоянно растущего объёма производства предприятия всё чаще начали сталкиваться с несвоевременной подачей порожних вагонов к фронтам погрузки. Чтобы не стать тормозом в развитии региона, железнодорожники должны были искать пути не только экстенсивного, но и интенсивного развития отрасли. Задача по поиску собственных внутренних резервов в Надеждинском отделении Свердловской железной дороги во многом была решена за счёт технологических новшеств, предложенных и внедрённых И.М. Кротовым.
Разработанная Иваном Михайловичем система интенсификации среднесуточного оборота порожних вагонов представляла собой целый комплекс технологических мероприятий, направленных на максимально эффективное использование вагонов и локомотивов. Во-первых, были увеличены тяговые плечи, что значительно увеличило среднесуточный пробег локомотивов и позволило отказаться от предусмотренной прежним регламентом промежуточной остановки для замены локомотивов и локомотивных бригад. Во-вторых, была введена дифференциация порожних составов по весу и времени хода, что дало возможность оптимизировать график их движения. В-третьих, за счёт рациональной организации формирования и вождения тяжеловесных поездов была значительно увеличена провозная способность Надеждинского отделения дороги. В-четвёртых, пункты подготовки вагонов к перевозке сыпучих грузов были приближены к местам погрузки, что позволило сократить время стоянки поездов под технический осмотр. Кроме того была реорганизована система взаимодействия работников железной дороги с персоналом подъездных путей предприятий, внесены изменения в организацию внутристанционной грузовой работы. В результате внедрения предложенных Кротовым мероприятий погрузка вагонов по отделению дороги возросла на 100 вагонов ежесуточно. При этом появилась возможность на одних и тех же вагонах производить по 2-3 грузовые операции в сутки. Среднесуточный пробег локомотивов был увеличен с 458 до 545 километров, а в смены И.М. Кротова этот показатель достигал 630 километров. Вспомогательный пробег локомотивов снизился на 5 километров в сутки. Общая экономия от внедрения мероприятий составила 1 миллион рублей в годовом исчислении. Производственный опыт дежурного по Серовскому отделению дороги И.М. Кротова был проанализирован и обобщён в работе инженера-железнодорожника Д.И. Пивштейна «Полнее использовать резервы производства. (из опыта работы И.М. Кротова)», которая стала методическим руководством для внедрения аналогичных мероприятий на других отделениях железной дороги.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Кротову Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Неоднократно избирался депутатом Серовского городского Совета депутатов трудящихся, членом Серовского горкома КПСС, заседателем народного суда, членом пленума райкома профсоюза работников железнодорожного транспорта.
С 1980 года – на пенсии.
Жил в городе Серов Свердловской области. Умер в ноябре 1998 года (некролог опубликован 25-го числа).
Почётный гражданин города Серова (1980).
Награждён орденом Ленина (01.08.1959), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (01.08.1953), «За трудовое отличие» (17.02.1951), знаком «Почётный железнодорожник».
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет