Лановой Василий Семёнович
Герой Труда Российской Федерации
Герой Труда Российской Федерации
Лановой Василий Семёнович — артист федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова», город Москва.
Родился 16 января 1934 года в Москве в семье Семёна Петровича (1907-1979) и Агафьи Ивановны (1910-1986) Лановых. Родители были крестьянами из села Стримба ныне Кодымского района Одесской области. В 1947 году начал заниматься в театральной студии при Дворце культуры автомобильного завода имени И. В. Сталина (ныне — ПАО «Завод имени И. А. Лихачёва»), где получил первые уроки сценического мастерства.
В 1951 году участвовал во Всесоюзном конкурсе самодеятельных артистов. Окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1953 году поступил на факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, но проучился там всего полгода. Затем поступил в Театральное училище имени Б. В. Щукина (ныне — Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова).
Мужественная внешность, яркий темперамент, волевые качества — все эти сценические свойства отличали актёра ещё в самом начале творческого пути. Впервые зритель увидел В. С. Ланового, когда ему было неполных восемнадцать лет, в фильме «Аттестат зрелости» (1954) — его Валентин Листовский сразу привлёк внимание, а следующая работа в кино — Павел Корчагин («Павел Корчагин», 1956) закрепила за ним амплуа героико-романтического плана.
В 1957 году окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Ц. Л. Мансуровой). С 1957 года и до конца своих дней — артист Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Первой работой в театре тоже был герой — юный, мечтательный, отдавший жизнь за Родину политрук Бакланов («Вечная слава» Б. В. Рымаря, 1958). С тех пор тема героизма, борьбы, осознанного мужества, жизни на пределе возможности, стала для артиста одной из ведущих в его творчестве.
Лучшие из таких работ — Огнев («Фронт» А. Е. Корнейчука, 1975), сыгранный актёром с неистовым темпераментом ответственного, идущего на конфликт с «горловщиной», человека нового поколения, решительно ломающего старые методы руководства армией, и председатель колхоза Сагадеев («Тринадцатый председатель» А. Х. Абдуллина, 1979) — образец высокой гражданственной, истинной боли за жизнь людей. Актёра привлекала неординарность характера персонажа, которого судят за то, что он проводит экономический эксперимент для улучшения жизни односельчан.
Актёр любил и умел вести разговор от лица своего поколения, его привлекали образы большой нравственной силы, характеры крупные: Алексей («Алексей Бережной» Е. Р. Симонова, 1962), Гермин («Ливень» Л. Войтехова, 1964), Мансур («Женщина за зелёной дверью» Р. М. Ибрагимбекова, 1973), — всё это люди открытой позиции, активно устремлённые к высокой жизненной цели.
В. С. Лановой обладал способностью возвышать свои персонажи, придавать им черты привлекательности. В этом смысле его Протасов («Дети солнца» М. Горького, 1968) не никчёмный фантазёр и рефлексирующий интеллигент, а мечтатель, творец, углублённый в свою науку, а Дон Гуан («Каменный гость» А. С. Пушкина, 1963) не роковой обольститель, а натура щедро одарённая, влюблённая в жизнь, ненавидящая лицемерие и скуку и бросающая им дерзкий вызов.
В. С. Лановой был артистом разноплановым, и, несмотря на тягу к романтическому, любил играть характерные роли. Ему был свойственен такой сценический ход, при котором он, как бы видя персонаж со стороны, подсмеивался над ним. Его Калаф («Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1963), хоть и прекрасный герой, готовый идти на смерть ради обладания Турандот, окрашен мягким юмором, отчего делался обаятельнее, ближе.
В этом ряду надо отметить и озорного, проказливого Ковьеля («Мещанин во дворянстве» Мольера, 1969), и бравого капитана Роланда («Девушка-гусар» Ф. А. Кони, 1980), и пожилого чудака Ланглуа («Убийство на улице Лурсин» Э. Лабиша, 1990), и эксцентричного Маркиза Па-де-Труа («Золушка» Е. Л. Щварца, 1966), причём, учитывая, что все эти спектакли музыкальные, актёр проявлял незаурядные способности в искусстве водевиля, прекрасно двигался, пел.
В то же время он мог жёстко выявить в своих работах черты властолюбия, бессердечности, расчётливости. Среди немногочисленных его отрицательных ролей выделялись статуарно-холодный, несущий гибель красавец Октавий Цезарь («Антоний и Клеопатра» У. Шекспира, 1971), коварный Зильбербрандт («Господа Глембаи» М. Крлежи, 1975) и самоуверенно играющий с жизнью Анатоль Курагин (фильм «Война и мир», 1966).
Из последних значительных работ в театре — жёсткий, фанатично преданный идее революции Троцкий («Брестский мир» М. Ф. Шатрова, 1987), ироничный, тонкий, умный «король парадокса» Бернард Шоу («Милый лжец» Д. Килти, 1994) и раздираемый любовью к власти и любовью к женщине король Генри II («Лев зимой» Д. Голдмена, 1997). Всего в театре сыграл более 60 ролей.
Широко известен и любим зрителем по кинематографу. Кроме вышеназванных киноролей, незабываемы его эталон романтического героя капитан Грей («Алые паруса», 1961), прагматичный, но не лишённый обаяния Тулин («Иду на грозу», 1965), страдающий от социальных предрассудков и любящий Вронский («Анна Каренина», 1967), благородный, верный долгу и чести офицера Иван Варавва («Офицеры», 1971) и многие другие, созданные В. С. Лановым образы, раскрывают многообразие характеров и широкие творческие возможности актёра. Всего снялся более чем в 80 фильмах и сериалах.
Признанный мастер художественной декламации с обширным классическим репертуаром. Педагог, профессор. С 1985 года — преподаватель кафедры, а с 1995 года — заведующий кафедрой сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Продолжая традиции, заложенные учителями, он заботился о сохранении рабочей, творческой атмосферы, бережно относился к индивидуальности педагогов, внимательно следил за развитием и профессиональным ростом студентов.
Занимался общественной деятельностью, а также патриотической работой. Председатель Межрегионального общественного фонда содействия сохранению и развитию патриотических и культурных традиций «Армия и культура» (с 1995; президент автономной некоммерческой организации «Культурно-патриотический центр «Армия и культура» с 2015), председатель Попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк», сопредседатель Центрального штаба общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России», член Общественной палаты РФ (2008-2010), член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, член Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Лановому Василию Семёновичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением знака особого отличия — золотой медали «Герой Труда Российской Федерации».
Жил и работал в Москве.
Умер 28 января 2021 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москва.
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (28.12.2008) и 4-й (13.01.2004) степени, Александра Невского (21.12.2013), Почёта (01.11.2001), Дружбы народов (28.10.1994), медалями, украинским орденом «За заслуги» 2-й (22.01.2014) и 3-й (16.01.2004) степени, а также знаком отличия «За заслуги перед Москвой» (30.12.2008).
Народный артист СССР (26.12.1985), заслуженный артист РСФСР (21.06.1968), народный артист РСФСР (14.02.1978), заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания (2010), народный артист Республики Северная Осетия – Алания (2015), заслуженный артист Республики Адыгея (2018).
Лауреат Ленинской премии (1980), премии Московского комсомола (1972), премии Комитета государственной безопасности СССР (1983), премии Министерства внутренних дел СССР (1984), премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2018), премии имени Андрея Миронова «Фигаро» (2012), премии «Хрустальная Турандот» (2016), премии «Золотая маска» (2018), Царскосельской художественной премии (2010), Международной премии Фонда апостола Андрея Первозванного «Вера и Верность» (2002).
Почётный гражданин Москвы (23.12.2020), Керчи (28.08.2019), Волхова (2015).
Автор книг «Счастливые встречи» (1983) и «Летят за днями дни…» (несколько изданий).
Член КПСС в 1968-1991 годах. Избирался членом Московского городского комитета КПСС.
Бюсты Героя установлены во Дворце культуры города Волхов (Ленинградская область, 2021), в городах Геленджик (Краснодарский край, 2022), Киров (2023). В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил:
Народные артисты Советского Союза. Том 2. – Москва, 2007.
Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации
Официальный сайт Президента Российской Федерации
Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации