Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Макаров Валентин Николаевич

Макаров Валентин Николаевич

30.08.1919 - 20.05.1978

Герой Советского Союза

Даты указов

28.01.1943

Медаль № 696

Макаров Валентин Николаевич — командир эскадрильи 512-го истребительного авиационного полка 220-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии Донского фронта, капитан.

Родился 30 августа 1919 года в городе Севастополь в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Затем фабрично-заводское училище при Морском заводе имени Серго Орджоникидзе в Севастополе. Работал токарем на этом заводе. В 1937 году окончил Симферопольский аэроклуб.

В Красной Армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1938 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Боевую деятельность начал командиром звена в 512-м истребительном авиаполку.

Первую воздушную победу одержал летом 1941 года. Однажды два звена советских истребителей перехватили большую группу бомбардировщиков сопровождаемую «мессершмиттами». Несмотря на многократное численное превосходство врага, советские лётчики врезались в гущу «юнкерсов». Макаров направил свой самолёт на флагманскую машину. Когда Ju-88 вписался в прицел, Макаров ударил по нему из пушки и пулемётов. «Юнкерс» накренился на крыло и стал разваливаться в воздухе. Вскоре запылали еще 5 вражеских машин. Удар наших истребителей был настолько стремителен, что «мессера» не успели прикрыть своих подопечных. «Юнкерсы» беспорядочно побросали бомбы и ушли на запад.

За доблесть, проявленную в воздушных боях, В.Н.Макаров вскоре был награждён орденом Ленина.

На Сталинградском фронте его знали уже как опытного воздушного бойца. Осенью 1942 года, когда враг обрушил на город мощные бомбовые удары, Макаров со своими однополчанами совершал по 5-6 вылетов в день.

16 октября 1942 года во главе шестерки истребителей он вступил в поединок с 26-ю «мессерами», прикрывающими «юнкерсы». Наши лётчики стремительно атаковали пикировщиков. Вот загорелся один, через некоторое время задымил другой. Строй «юнкерсов» рассыпался. В этом бою Макаров лично сбил 2 самолёта и 3 в составе группы.

К январю 1943 года командир эскадрильи 512-го истребительного авиаполка капитан Макаров совершил 462 боевых вылета, налетав 462 часа. 23 раза водил эскадрилью в бой и штурмовал самолёты противника на его аэродроме. Совершил 45 вылетов по эффективной штурмовке наземных целей, переправ и железнодорожных узлов врага. При этом уничтожил 4 танка, повредил или сжёг 25 автомашин с живой силой, 17 повозок, взорвал 2 цистерны с горючим. По специальному заданию командующего фронтом уничтожил командный пункт противника. Провёл 118 воздушных боёв, в ходе которых сбил лично 15 и в группе 7 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Макарову Валентину Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Не менее решительно и находчиво сражался отважный лётчик и над Курской дугой. О его беспримерной храбрости и тактическом мастерстве красноречиво свидетельствует такой эпизод. Однажды группа истребителей «Як-1» под командованием Макарова получила задачу прикрыть наземные войска от ударов с воздуха. Вскоре советские лётчики увидели около 40 вражеских самолётов. Ведомые бесстрашным командиром, они совершили умелый манёвр и неожиданно врезались в строй противника. Атака была до того дерзкой, что неприятель стал в панике бесприцельно сбрасывать свой смертоносный груз. В это время радиостанция наведения сообщила о подходе ещё нескольких групп в количестве 50 машин. Макаров без промедления скомандовал готовиться к бою и направил истребитель навстречу врагу. Завязался неравная схватка. Пользуясь численным преимуществом, неприятель попытался прорваться к цели, но смелые и грамотные действия наших лётчиков помешали ему осуществить свой замысел. Бомбардировщикам не помогли и прикрывающие их истребители. Потеряв 7 «юнкерсов» и один Fw-190, противник убрался восвояси, даже не сбросив бомб.

За Курской дугой было огненное небо Белоруссии, Польши и, наконец, Германии. В этих воздушных боях во всей полноте раскрылись высокие бойцовские качества Валентина Макарова. Его истребитель с надписью «Севастополец» был грозой для противника.

Во время Берлинской операции подполковник Макаров командовал уже 176-м истребительным авиаполком, лётчики которого уничтожили в воздушных боях более 100 самолётов противника. Полк был удостоен почётного наименования "Берлинский".

1 мая 1945 года Валентин Макаров подвёл окончательный итог своих ратных дел. В этот день он вписал в личный боевой счёт очередной сбитый самолёт противника, а на борту его истребителя появилась последняя, 30-я звёздочка, обозначавшая окончательную цифру поверженных им врагов. Число групповых побед Валентина Макарова в различных источниках трактуются по-разному — от 9 до 11. Таким образом, общую цифру его побед можно определить как — «около 40». К концу войны он совершил 635 боевых вылетов и провёл 150 воздушных боёв.

После войны Валентин Макаров служил на Дальнем Востоке, в Заполярье и Белоруссии.

В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Но на этом боевые действия для Валентина Макарова не закончились.

В 1950 году на вооружение Китайских ВВС стали поступать советские истребители «Ла-11». Переучиванием китайцев занимались лётчики-ночники из 351-го истребительного авиаполка. Обстановка вокруг КНР в те годы была неспокойной, американцы постоянно проверяли ПВО Красного Китая - периодически вспыхивали воздушные бои. Причём в этих схватках принимали участие и советские лётчики из авиаполков, переброшенных на территорию КНР, тот же 351-й полк. На вооружении ночников находились 45 «Ла-11». Командовал полком Герой Советского Союза Валентин Макаров.

В одном из таких боёв 2 апреля 1951 года пилоты 351-го истребительного авиаполка сбили два «Мустанга» (Р-51).

Последней войной для 351-го авиаполка и для В.Н.Макарова стала Северная Корея. Поскольку «Ла-11» уже не могли на равных сражаться с реактивными F-84 и F-86, их задачей стала борьба с бомбардировщиками.

В 1956 году Валентин Макаров окончил Военную академию Генерального штаба.

С 1975 года генерал-майор авиации В.Н. Макаров — в запасе. Жил в Минске.

Умер 20 мая 1978 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище города Минск.

Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, медалями.


 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Красовский С.А. Жизнь в авиации. - Минск: Беларусь, 1978.

Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: 2 кн. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.