Герой Труда Российской Федерации
Производство: Авиастроение
Мартиросов Роллан Гургенович

Мартиросов Роллан Гургенович

06.10.1935 - 27.02.2020

Герой Труда Российской Федерации

Мартиросов Роллан Гургенович — главный конструктор открытого акционерного общества «ОКБ Сухого», город Москва.

Родился 6 октября 1935 года в Москве.

После окончания в 1959 году Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, ныне — Московского авиационного института (национального исследовательского университета), начал трудовую деятельность на возглавлявшемся генеральным конструктором П. О. Сухим Государственном опытном заводе №51 Министерства авиационной промышленности СССР (с 1966 года — Московский машиностроительный завод «Кулон» МАП СССР, с 1975 года — Машиностроительный завод имени П. О. Сухого МАП СССР, с 1992 года — Авиационный научно-промышленный комплекс «ОКБ Сухого», с 1993 года — АООТ «ОКБ Сухого», с 2002 года — ОАО «ОКБ Сухого», с 2003 года — в составе ПАО «Компания “Сухой”», с 2013 года — филиал последнего). Был направлен в отдел перспективных проектов, где проработал до 1962 года на инженерных должностях и принимал непосредственное участие в разработках компоновок самолётов Су-15 и Су-7Б. За время работы на предприятии занимал должности инженера, начальника бригады, заместителя начальника конструкторского отдела, начальника конструкторского отдела, главного конструктора. Он внёс большой личный вклад в решение сложных технических вопросов в процессе разработки, испытаний и серийного освоения таких известных самолётов ОКБ Сухого, как Су-7БКЛ, Су-15, Т-4, Су-24, Су-24М и Су-27.

В 1962—1963 годах без отрыва от основной деятельности возглавлял общественное конструкторское бюро, которое в инициативном порядке разработало и представило в Госкомитет по авиационной технике СССР эскизный проект вертикально взлетающего бомбардировщика. Впоследствии отдельные крупные конструктивные решения этого проекта были реализованы на самолётах Су-24, Су-25 и Су- 27.

В 1963 году переведён в отдел электрооборудования, где занимал должности инженера-конструктора 3-й категории, начальника бригады, заместителя начальника конструкторского отдела, начальника конструкторского отдела. Участвовал в создании самолётов Су-7Б, Су-7БКЛ, Су-9, Су-11, Су-15, Т-4 («сотка»), Су-24, Су-24М и Су-27 на этапе разработок, постройки, испытаний и внедрения в серийное производство.

В 1985 году назначен техническим руководителем работ по установлению мировых рекордов на самолёте П-42, которые увенчались установлением 27 мировых рекордов, значительная часть которых не перекрыта до настоящего времени.

В 1991 году вступил в должность главного конструктора фронтового бомбардировщика Су-34 (преобразованную в 1999 года в должность главного конструктора — директора программы по теме 10 «В» ОАО «ОКБ Сухого»). Разработка Су-34 была начата ещё в советское время. Первый опытный бомбардировщик (под индексом Т-10В-1) поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. После распада СССР, начиная с 1993 года, Новосибирский авиазавод построил ещё шесть самолётов для испытаний. Роллан Гургенович осуществлял техническое руководство процессами разработки, постройки, испытаний, доводки самолёта и внедрения его в серийное производство на серийном заводе в Новосибирске (НАПО). Под его непосредственным техническим руководством была сформирована кооперация разработчиков, которая в сложных условиях переходного периода оказалась способной осуществить разработку составных частей авиационного комплекса с заданными характеристиками, удовлетворяющего требованиям тактико-технического задания Министерства обороны Российской Федерации.

В 1990-х годах в отсутствие перспектив серийных заказов от российских военных бомбардировщик предлагался на экспорт под индексом Су-32ФН. Первые два серийных Су-34 были переданы Военно-воздушным силам России в 2006 году. Ряд источников указывают на первое боевое применение Су-34 в ходе «пятидневной войны» с Грузией в августе 2008 года, включавшее постановку помех и удар по радиолокационной станции противника.

В конце 2008 года был подписан первый контракт на закупку для ВВС 32 самолётов. В 2011 году первой из строевых частей начала перевооружаться на Су-34 авиабаза в Воронеже. В 2012 году последовал новый контракт на 92 машины (который на 2018 год продолжает исполняться). В том же году бомбардировщики были задействованы в контртеррористической операции на Северном Кавказе. 20 марта 2014 года Су-34 был официально принят на вооружение Постановлением Правительства Российской Федерации.

В сентябре 2015 года, когда Россия в соответствии с договором, заключённым с правительством Сирийской Арабской Республики, начала использовать российские вооружённые силы в этой стране против террористической организации ИГИЛ, первые четыре Су-34 были переброшены в Сирию, а в декабре того же года российская авиагруппа на авиационной базе Хмеймим была усилена ещё четырьмя машинами такого типа. Эти бомбардировщики стали наиболее мощными и совершенными ударными самолётами из числа размещённых в Сирии (в сравнении с Су-24М/М2 и Су-25СМ). С первых дней операции Су-34 начали активно привлекаться для нанесения ударов по наземным целям с применением как высокоточного (включая корректируемые авиабомбы со спутниковым наведением КАБ-250С и КАБ-500С), так и обычного авиационного вооружения.

Значительный боевой радиус действия (600—1100 км) позволяет Су-34 достигать с базы Хмеймим практически любой точки территории Сирии даже с полной боевой нагрузкой. Кроме того, уже в ноябре 2015 года для нанесения ударов по объектам в Сирии экипажи Су-34 совершили 16 дальних вылетов с дозаправкой в воздухе с авиабазы Крымск (Краснодарский край), а начиная с августа 2016 года они начали совершать полёты на боевое применение и с иранской авиабазы Хамадан. В марте 2016 года заместитель командира эскадрильи Су-34 47-го смешанного авиационного полка майор Андрей Дьяченко был удостоен звания Героя Российской Федерации. В настоящее время Су-34 продолжают решать боевые задачи в Сирии.

В 2017 году Министерство обороны Российской Федерации получило 16 новых Су-34, а их общее количество в Воздушно-космических силах составляет уже около 110 единиц. На самолёте российскими лётчиками установлены 7 мировых рекордов, не побитых до настоящего времени (на 2018 год).

Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 2017 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Мартиросову Роллану Гургеновичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением знака особого отличия — золотой звезды Героя Труда Российской Федерации.

Продолжил работать в ОКБ Сухого.

Жил в Москве. Умер 27 февраля 2020 года. Захоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища Москвы.

Награждён российскими орденами Александра Невского (2016), Дружбы (1999), советским орденом «Знак Почёта», медалями.

Почётный авиастроитель.


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Публикации в сети Интернет

Публикации в СМИ