Докашенко Николай Григорьевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 10867
Орден Ленина № 256916
Докашенко Николай Григорьевич – командир эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус), капитан.
Родился 21 ноября 1921 года в селе Кондратовка ныне Сумского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1947 года. Окончил 9 классов Солохатской средней школы Сумской области в 1939 году, Сумский аэроклуб.
В Красной Армии с июня 1941 года. В 1943 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Некоторое время служил в 22-м запасном авиационном полку 6-й запасной авиационной бригады (ВВС Московского военого округа).
Участник Великой Отечественной войны с июня 1944 года: летчик, с ноября 1944 года – старший лётчик 17-го истребительного авиаполка 190-й истребительной авиационной дивизии 11-го истребительного авиационного корпуса 3-й воздушной армии. Воевал на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Участник Белорусской, Гумбиннен-Голдапской, Восточно-Прусской операций. К концу Великой Отечественной войны выполнил 110 боевых вылетов, провел 7 воздушных боев, сбил 2 самолета лично (оба в одном бою 21 декабря 1944 года) и 2 – в группе.
В августе 1945 года в том же авиаполку в 9-й воздушной армии 1-го Дальневосточного фронта участвовал в советско-японской войне, совершил 3 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков в глубокий тыл врага.
После войны Н.Г.Докашенко продолжил службу в ВВС СССР, в ВВС Группы советских оккупационных войск в Германии и ВВС Главного командования войск Дальнего Востока. Командир звена 17-го истребительного авиационного полка Н.Г.Докашенко в марте 1951 года направлен в правительственную командировку в Северный Китай (Мукден) в составе полка. Tам в марте был назначен заместителем командира эскадрильи по лётной части.
Участник войны в Корее 1950-1953 годов с июня 1951 года. В феврале 1951 года стал командиром эскадрильи. Один из лучших асов полка.
Командир эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка капитан Н.Г.Докашенко за период боевых действий по февраль 1952 года совершил 148 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника и ещё 2 самолёта – повредил (этот факт стал причиной разнобоя числа воздушных побед аса, потому что некоторые авторы объединяют сбитые и поврежденные самолеты и говорят об 11 сбитых).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, капитану Докашенко Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№10867).
После возвращения из Кореи в Советский Союз продолжал служить в ВВС СССР. Командовал эскадрильей, с ноября 1955 года – помощник командира 17-го истребительного авиаполка по огневой и тактической подготовке, с апреля 1958 года – заместитель командира 17-го истребительного авиаполка по лётной части. С июня 1959 года – начальник Курганского областного аэроклуба ДОСААФ. С мая 1960 года подполковник Н.Г.Докашенко – в запасе.
Жил в городе Сумы (Украина). Работал в областном комитете ДОСААФ. Умер 22 февраля 1992 года. Похоронен на Засумском кладбище в Сумах.
Полковник (15.04.1975). Награждён орденом Ленина (22.04.1952), 2 орденами Красного Знамени (6.05.1945; 17.12.1951), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (15.05.1945; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (15.12.1944), 2 орденами Красной Звезды (30.08.1945; 30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (19.11.1951), другими медалями.
В посёлке городского типа Хотень Сумского района на здании школы, в которой учился Герой, установлена мемориальная доска. В городе Сумы, в начале улицы имени Героев Сталинграда, создана аллея Славы, где представлены портреты 39 Героев Советского Союза, чья судьба связана с городом Сумы и Сумским районом, среди которых и портрет Героя Советского Союза Н.Г.Докашенко.
В НЕБЕ ВОЙНЫ
В сентябре 1944 года советские войска начали решающую операцию по разгрому противника в Прибалтике. Соединения 3-го Прибалтийского фронта повели наступление на рижском направлении, но встретили сильное сопротивление противника. Продвижение замедлилось, советские воины вынуждены были метр за метром прогрызать вражескую оборону. Тогда советское командование сосредоточило усилия на левом фланге 1-го Прибалтийского фронта, в районе Шауляя.
5 октября наши войска прорвали оборону противника, а уже на следующий день в прорыв вошли танковые соединения и устремились к Мемелю (Клайпеда).
Николай Докашенко отличился, когда наши войска вели ожесточенные бои за освобождение этого города. Вместе с тремя летчиками-истребителями он сопровождал группу бомбардировщиков. Внезапно в воздухе появилось шесть немецких «мессершмиттов». Советские пилоты пошли на сближение с противником, и смело его атаковали. В первой же атаке наши соколы сбили три самолета. Уцелевшие фашистские летчики поспешили ретироваться. В этой схватке Николай Докашенко лично уничтожил один вражеский истребитель.
В конце октября шестерка истребителей, под командованием заместителя командира полка Е. Коротаева, прикрывала действия наземных войск. Внезапно появилась большая группа вражеских истребителей. Завязался воздушный бой, в ходе которого было сбито четыре самолета противника.
«Сближаясь с противником, – вспоминает Николай Григорьевич Докашенко, – я заметил сзади еще один «фокке-вульф». Тут же резко перевел свой самолет в восходящую спираль. Гитлеровец устремился за мной. И, наверное, когда он ловил мой самолет в прицел, сорвался в штопор. Теперь уже я, совершая маневр со снижением, устремился за немцем. Когда фашистский самолет вышел из штопора, я сбил его».
15 декабря 1944 года двадцать истребителей, в составе которых был и самолет Николая Докашенко, прикрывали большую группу бомбардировщиков, которые должны были нанести бомбовые удары по порту Мемель, где сосредоточилось около трех дивизий противника. Отбомбившись, краснозвездные машины взяли курс на свой аэродром. В это время в небе появились «мессершмитты». Разгорелся воздушный бой. Два вражеских самолета начали приближаться к нашим бомбардировщикам. Ведомый Николай Докашенко открыл огонь. Один немецкий истребитель пошел вверх, другой продолжал атаковать. Тогда Докашенко, умело, маневрируя, с короткой дистанции сбил фашистский самолет.
Зимой 1945 года немецкая авиация часто наносила удары по нашим войскам в районе Земландского полуострова севернее Кенигсберга. Было установлено, что вражеские машины базируются на аэродроме Грос-Диршкайм. Однако, как сообщила воздушная разведка, аэродром все время пустовал. Со временем стало известно, что немцы маскировали свои машины в лесу рядом с аэродромом.
Утром 23 февраля группа наших истребителей вылетела на выполнение боевого задания. Подошли к вражескому аэродрому со стороны Балтийского моря. Атака была настолько неожиданной для врага, что немецкие зенитки не успели сделать ни одного выстрела. В лесу было уничтожено десять боевых машин противника и две на аэродроме, когда они пытались подняться в воздух. Советские летчики разрушили также помещение, в котором размещались фашисты, взорвали склад с горючим. В этой операции принял участие и Николай Докашенко.
Шли последние дни войны. 17-й истребительный полк вел боевые действия в Прибалтике против курляндской группировки противника. 8 мая 1945 года Н.Г.Докашенко в группе из двенадцати истребителей успешно штурмовал вражеские войска в районе Кулдига и бомбил здесь же штаб курляндской группировки.
В августе 1945 года истребительный авиационный полк участвовал в боях против японской военщины на Дальнем Востоке. И здесь храбро сражался сумчанин. Он участвовал в нанесении бомбового удара по железнодорожному узлу и аэродрому Хайлар. За смелость и инициативу, проявленные в разведывательных полетах (он обнаружил большое скопление вражеских сил в районе Салуня и Ванемчо), был награжден орденом Красной Звезды.
«В те дни, – рассказывает Н.Г. Докашенко, – по приказу командующего Забайкальским фронтом Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского, летчики совершали ежедневные разведывательные полеты. 10 августа в паре с лейтенантом Н. Савицким вели разведку в направлении железнодорожной станции Солунь в Маньчжурии. Перелетев реку Халхин-Гол, мы попали в густую облачность. Кругом были горы, вершины которых уходили в облака. Опасное место проскочили благополучно. На высоте 500 метров появились над станцией. При первом пролете мы ничего не заметили. Решили пройти над объектом еще раз. При развороте я обнаружил большую группу конницы в долине между гор. Противник открыл по нас зенитный огонь. Мы сделали еще три захода, проштурмовали японскую конницу, которая, спасаясь от огня, рассеялась по долине. В часть возвратились без происшествий».
Биографию подготовил:
В путешествие по Сумщине. Харьков, 1979
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Гриченко И.Т., Головин Н.М. Подвиг. - Харьков: Прапор, 1983
Сейдов И. Советские асы Корейской войны. Москва, 2010.