Обрывко Марк Дмитриевич – начальник экспериментального цеха Эртильского сахарного завода, Воронежская область.
Родился 10 июля 1910 года в селе Братешки Полтавского уезда Полтавской губернии (ныне – Решетиловского района Полтавской области Украины) в крестьянской семье. Украинец.
Получил начальное образование. В 1927-1935 годах – тракторист, бригадир трактористов, механик в различных совхозах и машинно-тракторных станциях (МТС) Центрально-Чернозёмной (с 1934 года – Воронежской) области. В 1935-1938 годах работал на Елань-Коленовском сахарном заводе в Новохопёрском районе Воронежской области.
В 1938-1941 годах – бригадир Эртильского сахарного завода в городе Эртиль Воронежской области.
В 1941-1946 годах служил в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. Еще до войны сконструировал механизм для обрезки ботвы. Когда отправился на фронт, делился с товарищами своими идеями. Много расчетов сделал он в военные годы, твердо зная, что в мирной жизни нужно будет много работать и восстанавливать разрушенное врагами производство.
В 1946-1984 годах – мастер, начальник экспериментального цеха, начальник конструкторского бюро (КБ) Эртильского сахарного завода.
Возвратившись домой, в 1946 году он с радостью узнает, что на полях появились первые свеклокопатели. Тогда Марк Дмитриевич загорелся желанием сконструировать механический автопогрузчик. Своей идеей и первыми расчетами он поделился с опытным специалистом Юрием Леонтьевичем Ткаченко. Тот просмотрел простой и оригинальный проект и сказал: «Молодец, Марк!» Так началась работа по выполнению модели машины. Испытание изобретения состоялось на квартире Обрывко и прошло успешно. Затем была отправлена заявка об изобретении в Министерство. Там одобрили изобретение рационализатора, и сахарному заводу было поручено изготовить опытный образец автопогрузчика. Для этого была создана специальная бригада. В нее входили слесарь Гавриил Фёдорович Репин и специалист-сахарник Юрий Леонтьевич Ткаченко. Автопогрузчик был предназначен для сбора свеклы, сложенной на поле во временные кагаты, и погрузки ее в автомашины. С помощью разработанного автопогрузчика тонна свеклы грузилась в одну минуту. При этом в два-три раза снижались затраты труда, до десяти раз сократились простои машин под погрузкой, что позволяло быстрее вывозить свеклу и лучше сохранять ее. За это изобретение в 1950 году М.Д. Обрывко, Ю.Л. Ткаченко, Г.Ф.Репину была присуждена Сталинская премия (третья степень).
Творческий труд принес автору и разработчикам радость и удовлетворение. Как и все пытливые люди, стремящие к новым достижениям, Марк Дмитриевич на этом не упокоился и вскоре стал искать способы усовершенствования своей машины. После долгих исканий он сконструировал первую модель буртоукладчика на своем ходу, которая заменяла 14-16 человек в час. В течение дня, благодаря этому изобретению, разгружали и одновременно укладывали в бурты до 50 автомашин. Конечно, с каждым разом машина модернизировалась автором.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей по производству сахара Обрывко Марку Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Руководя КБ Эртильского сахарного завода, неутомимый конструктор не раз был в Москве на совещании новаторов, выступал с лекциями на различных предприятиях, о нем писали различные газеты, журналы, но до конца дней он оставался скромным, энергичным человеком.
С 1984 года – на заслуженном отдыхе.
Жил в городе Эртиль. Умер 27 мая 1999 года.
Заслуженный изобретатель СССР (1967).
Лауреат Сталинской премии (1950).
Почётный гражданин города Эртиль (1997).
Награждён орденом Ленина (23.05.1966), медалями.
Составитель биографии выражает свою признательность и благодарность краеведу А.Н. Юрасову (город Воронеж) за предоставленные фото и материалы.