Герой Социалистического Труда
Транспорт: Флот
Сергеенков Олег Алексеевич

Сергеенков Олег Алексеевич

01.01.1936 -

Герой Социалистического Труда

Даты указов

14.08.1986

Медаль № 20775

Орден Ленина № 459588

Сергеенков Олег Алексеевич – капитан теплохода «Сормовский-5» Беломорско-Онежского пароходства Министерства речного флота РСФСР, город Петрозаводск Карельской АССР.

Родился 1 января 1936 года в деревне Залосемье Себежского района Калининской (ныне – Псковской) области. Русский.

Окончил семилетнюю школу. В 1951 году поступил в Рижское речное училище, которое окончил в 1956 году.

С 1956 года работал на судах Беломорско-Онежского пароходства (управление – в городе Петрозаводск Карельской АССР, ныне – Республики Карелия): штурманом парохода «Ижорец-23», старшим помощником капитана теплохода «Беломорский-3», капитаном теплоходов «Балтийский-9» и «Балтийский-42». В 1970 году окончил Ленинградское мореходное училище с присвоением квалификации штурмана дальнего плавания. За успехи, достигнутые в выполнении заданий плана восьмой пятилетки (1966-1970), в 1971 году награждён первым орденом – «Знак Почёта».

С 1973 года – капитан теплохода «Сормовский-5» Беломорско-Онежского пароходства.

В 1974 году за успехи в выполнении заданий девятой пятилетки (1971-1975) и принятых социалистических обязательств на 1973 год награждён орденом Ленина. В 1982 году за большой личный вклад в дело повышения эффективности использования водного транспорта удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1986 года за досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств, освоение передовых методов технической эксплуатации судов смешанного «река – море» плавания, большой вклад в повышение эффективности экспортно-импортных перевозок Сергеенкову Олегу Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1997 года – на пенсии.

Живёт в Петрозаводске.

Лауреат Государственной премии СССР (1982).

Награждён 2 орденами Ленина (28.02.1974; 14.08.1986), орденом «Знак Почёта» (04.05.1971), медалями.


Газета «Водный транспорт» от 25 декабря 1982 года. Рубрика «Лауреаты Государственной премии СССР».

ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ.


«За выдающиеся достижения в труде, творческую инициативу и активность, большой личный вклад в дело повышения эффективности использования водного транспорта...» За этими лаконичными строками постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР – вся сознательная жизнь Сергеенкова. А к признанию нет лёгких ступеней.

На первую он ступил в 1951 году, когда 15-летним подростком махнул из родной деревни Глембочино, что на Псковщине, в Ригу, в речное училище. Как сына погибшего партизана, его приняли вне конкурса.

Четыре с половиной года учебы – и вот одетый «с иголочки» в ладную форму взошёл штурман Олег Сергеенков на борт своего первого судна – буксирного парохода «Ижорец-23». Конечно, не океанский лайнер – рейдовые работы, бесконечные швартовки... Но эти несколько лет «домашнего» плавания явились для молодого судоводителя настоящими штурманскими университетами. И когда в пароходство стали поступать новые суда финской постройки, на одно из первых – «Беломорский-3» Сергеенков был направлен старпомом. Здесь же вскоре принял поздравления от друзей с назначением на должность капитана.

К середине 1960-х годов обновляющемуся флоту пароходства уже стал тесен «простор речной волны» – другие просторы предстояло осваивать. Появились первые суда смешанного плавания река – море. И, окончив в Ленинграде годичные курсы морского судовождения, Сергеенков «пересаживается» на двухтысячник – «Балтийский-9».

Первый же рейс оказался необычным: открытие навигации на еще достраивающемся Волго-Балтийском канале. Вот когда пригодились ему те самые «университеты», которые прошёл на маленьком «Ижорце», в рейдовой тесноте. На некоторых участках изгибы канала оказались такими, что «Балтийский» буквально скрёб форштевнем по прибрежным кустам. Пару раз касались днищем «бузы» – илистого грунта, но мгновенная реакция капитана и не менее быстрые действия машинной команды спасали от неприятности. Триста километров, семь шлюзов прошли за двое суток. Впервые таким путём была доставлена руда из Кандалакши в Череповец. Всю летнюю навигацию 1964 года проработали на этой новой линии. И к концу навигации «Балтийский-9» проделывал рейс по ВБК уже не за двое суток , а за 27–28 часов.

1966 год. Он памятен всем работникам пароходства и вдвойне – Сергеенкову. Первый его загранрейс: Беломорск – Финляндия! И снова молодой ( по возрасту, но никак не по опыту!) капитан становится первопроходцем. Без сучка и задоринки, будто всю жизнь проработал в «загранке», доставил он на «Балтийском-42» груз пиломатериалов в финский порт Котка. С тех пор ему постоянно доверяли самые сложные, ответственные рейсы. Где только ни плавал: Балтика и Каспий, Чёрное море и Азовское, Средиземное и Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.... И всегда – только на «отлично», с выполнением и перевыполнением рейсовых заданий.

В семьдесят первом году на его груди засверкал первый орден – «Знак Почёта». К этому времени «между делом» успел окончить Ленинградское мореходное училище, получить диплом штурмана дальнего плавания. Казалось бы, вершина, пик! Но для идущего вперёд всегда открываются новые горизонты....

«Сормовский- 5» он принял зимой семьдесят третьего. Принял, когда судно переоборудовалось под перевозку легковых отечественных автомобилей «Жигули», пользующихся спросом на мировом рынке. И Сергеенкову выпала вполне заслуженная честь – открыть первую в нашей стране бесперевалочную «автомобильную» линию Тольятти – Западная Европа. По 208 машин доставлял каждым рейсом «Сормовский-5» в загранпорты. Доставлял без единой рекламации, точно в срок. За успешное освоение этой линии в 1974 году Олег Алексеевич удостаивается второй, высшей награды Родины – ордена Ленина.

Без малого десять лет командует Сергеенков «Сормовским-5». И все эти годы экипаж постоянно в числе лидеров социалистического соревнования. Возит ли пиломатериалы или металл, трубы или бокситы, зерно или технологическое оборудование, строительные материалы или другой груз – всегда и всюду «сергеенковский» теплоход и поспевает вовремя, и сверх плана что-то прихватит, и аварий с ним никаких не бывает, и экипаж стабильный.

О причинах постоянно высоких производственных результатов экипажа «Сормовского-5» рассказали руководители и ведущие специалисты управления пароходства, капитаны-коллеги Олега Алексеевича. Все они сходились в одном: обладает Сергеенков талантом командира-воспитателя.

Сам дисциплинированный до щепетильности, того же неукоснительно требует от подчинённых. И не «горлом» берёт, а спокойной уверенностью, несгибаемой убеждённостью: работать хорошо легче, приятнее, чем работать плохо! И эта его убеждённость, подкреплённая личным примером, волей-неволей проникает в сознание даже заведомых «сачков». Впрочем, говоря о сегодняшнем комсомольско-молодёжном экипаже коммунистического труда теплохода «Сормовский-5", даже как-то неловко и упоминать о «сачках» – на судне их попросту нет.

Да, пороха Сергеенков не изобрёл. «Всего лишь» пользуется каждой возможностью для экономии времени и средств, «всего лишь» строго контролирует организацию службы на судне, «всего лишь» заботится о нормальных условиях труда подчинённых, их быте и отдыхе....Такие «всего лишь» можно ещё перечислять и перечислять. А всё это вместе взятое и есть главный секрет Сергеенкова, причина успехов экипажа.

Вот и последний рейс, который длился полтора месяца, (Гамбург – Бремен – Иран) завершился новой трудовой победой. А на подходе к Петрозаводску на судно пришла радиограмма из ВЦСПС о присуждении капитану О. Сергеенкову Государственной премии СССР 1982 года.

... С чемоданчиком в руке он быстро шагал по лестнице. Первый этаж, второй,третий... Сейчас он позвонит в дверь своей квартиры, встретится с женой, двумя дочерьми. Какие они лёгкие, эти ступени!..

В. Панюшкин (наш соб. корр.),
Петрозаводск
.

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Публикации в сети Интернет