Будный Владимир Маркиянович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 20368
Орден Ленина № 400822
Будный Владимир Маркиянович (Миркиянович) — водитель автомобиля механизированной колонны №116 треста «Бамстроймеханизация» Министерства транспортного строительства СССР, Амурская область.
Родился 13 января 1942 года на территории оккупированного Германией Толочинского района Витебской области Белорусской ССР, ныне Белоруссии. Из крестьянской семьи Миркияна (Маркияна) Нестеровича и Нины Анисимовны Будных. Белорус. Рано остался без отца, который пропал без вести на фронте в годы Великой Отечественной войны.
В октябре 1975 года приехал на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в городской посёлок Тындинский (с ноября 1975 года город Тында) Амурской области и стал работать водителем грузового автомобиля в механизированной колонне №116 треста «Бамстроймеханизация» (ныне одноимённое ОАО). Через шесть лет возглавил бригаду водителей и вывел её в передовые. В скором времени она стала лучшим коллективом не только мехколонны, но и всего треста. В. М. Будный личным трудом подавал пример остальным членам бригады, которая неизменно перевыполняла годовые планы. Особого успеха его бригада добилась летом 1984 года, когда ежемесячная выработка на каждый самосвал составила 9350 тонн грунта, что на 1150 тонн превышало плановое задание.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути на всём её протяжении и проявленный трудовой героизм Будному Владимиру Маркияновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1985 года Владимир Маркиянович принимал участие в реконструкции и капитальном ремонте земельного полотна Амуро-Якутской автомобильной дороги, в строительстве федеральной автодороги «Амур» Хабаровск — Чита. В 1992 году перенёс тяжёлое заболевание и вынужден был перейти на более лёгкую работу. С того времени работает в ремонтном цехе ООО «Механизированная колонна №94» слесарем по ремонту топливной аппаратуры. Проживает в городе Тында Амурской области.
Награждён орденом Ленина (25.10.1984), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (05.02.1981).
Почётный гражданин города Тында (27.05.2014).
«Ехали на БАМ за квартирой, а остались на всю жизнь»
(автор Павел Козменчук)
Если кто то на строительство БАМа ехал за романтикой и машиной, то водитель Владимир Будный 37 лет назад отправился в Тынду из Казахстана за квартирой. Но здесь он стал не только новосёлом, но и знаменитым бригадиром МК-116, Героем Социалистического Труда.
Несмотря на тяжёлые для строителей 90 е годы и серьёзную болезнь, которая сразила известного на БАМе водителя, Владимир Маркиянович остался работать и сегодня, в свои 72 года, не изменяя традиции, трудится в родной мехколонне слесарем по ремонту топливной аппаратуры.
С мечтой о квартире
Мы жили в посёлке Мариновский Целиноградской области, у нас уже было двое детей. Вместе с мужем мы работали в совхозе — я плановиком, а Володя водителем. Нам тогда очень хотелось жить в своей большой квартире, но получить жилье в Казахстане было очень трудно. И тут в одной из программ «Время» начальник «Главбамстроя» Мохортов даёт интервью и рассказывает, что на строительство БАМа нужны механизаторы, водители, отделочники. Нас эта информация заинтересовала, и на семейном совете мы решили, что надо ехать в Тынду.
— Поехать всей семьёй мы не могли из за детей, поэтому первым отправился муж, — начинает рассказ супруга Тамара Сергеевна Будная.
В октябре 1975 года я приехал в посёлок Тындинский. В районе, где сейчас автостанция, встретил водителя на «Магирусе», который посоветовал обратиться в МК-116 или МК-94. Я пошел в 116-ю мехколонну и сразу же попал в бригаду к Анастасу Блоцкому. Потом руководство мехколонны решило, что нужно создать бригаду Будного, и с 1981 по 1992 год я работал бригадиром. У нас было около 70 человек: это и водители, и машинисты экскаваторов, и повара, — вспоминает Владимир Будный. — Так мы прошли весь БАМ, потом работали на АЯМе (Амуро-Якутская магистраль — неофициальное название Амуро-Якутской автомобильной дороги — К.П.), строительстве автодороги Чита — Хабаровск.
Практически сразу же новый работник МК-116 получил квартиру во временном посёлке мехколонны. Это известие обрадовало супругу Татьяну, которая ждала весточек с БАМа в Казахстане. И вместе с детьми она приехала в Тынду.
Я была в восторге от местной природы, у нас одни степи, а здесь столько леса… Мне очень понравилось. Я сразу же устроилась работать бухгалтером в детский сад при МК-116, а позже перевелась в расчётный отдел самой мехколонны. Конечно, это было очень интересное время: концерты известных артистов, спортивные соревнования, в посёлке мы все жили одной семьёй, отмечали каждый праздник, дни рождения, свадьбы, — продолжает Тамара Сергеевна. — Хотя за всем этим оставались и трудности — приходилось топить печку, носить вёдрами воду. Помню, в сильный мороз, приходишь с работы, а привезённая вода в бочке уже замёрзла, долбили лёд.
Кубометры сверх плана
Пока муж работал на трассе и отсыпал километры БАМа на Чильчи, Хани, Салликите, жена рассчитывала заработную плату механизаторам. Огромные листы бумаги с ведомостями, счёты, а позже портативные калькуляторы были главными атрибутами бухгалтера того времени. Все расчёты приходилось выполнять вручную. Хотя, как признаётся Тамара Сергеевна, несмотря на довольно высокую заработную плату, и тогда были недовольные работники, которые приходили выяснять отношения с бухгалтерами. Зарплата водителя в 80-е годы доходила до 1000 рублей, а машинист экскаватора со всеми надбавками, премиями мог получать и 1200 рублей. Для сравнения: автомобиль «Москвич» в то время стоил 5000 рублей.
Но заработная плата в годы строительства БАМа была не единственным стимулом для работы сверх плана. Медали, звания, ордена в те времена вручали многим строителям. Самым почётным считалось звание Героя Социалистического Труда. Оно присваивалось передовикам производства, которые внесли наибольший вклад в строительство магистрали. Бригада Владимира Будного всегда была в лидерах, руководители мехколонны и треста «Бамстроймеханизации» призывали равняться на Будного.
План мы перевыполняли всегда. Летом 1984 года ежемесячная выработка на каждый самосвал достигала 9350 тонн, что на 1150 тонн больше задания. Так мы заслужили право вместе с другими механизаторами отсыпать последние кубометры грунта, а потом и стать почётными пассажирами первого поезда из Тынды в Куанду, где 1 октября было уложено «золотое звено», — показывает фотографии Владимир Будный. — Но я и предположить не мог, что буду удостоен такой высокой награды.
Перед тем как получить эту награду, всех членов нашей семьи проверяли сотрудники КГБ. Их интересовало всё: были ли судимые, был ли кто то замечен в вытрезвителе, — говорит Тамара Будная. — Ну, а саму новость, что Владимиру Будному Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда, мы узнали из выпуска областных новостей.
Вручение наград проходило 27 октября 1984 года во Дворце культуры железнодорожников. Специально для торжественного собрания в Тынду приехал член Политбюро, секретарь ЦК КПСС Владимир Долгих. В числе 15 строителей БАМа, получивших звание Героя Социалистического Труда в 1984 году, был и бригадир МК-116 Владимир Будный. Эта награда не повлияла на работу Владимира Маркияновича, он по прежнему трудился бригадиром, но внимание к герою, конечно, прибавилось. С бригадиром Будным встречались школьники и студенты, журналисты и коллеги из других организаций. Так продолжалось вплоть до развала Советского Союза, когда всё, что касается СССР, было уже неактуально и неудобно произносить.
Любимая мехколонна
В 1992 году Владимир перенёс тяжёлую болезнь и по состоянию здоровья уже больше не мог работать бригадиром, но и бросать любимую мехколонну тоже не хотелось, поэтому перешёл в ремонтный цех слесарем, — рассказывает о муже Тамара Будная.
Конечно, работаю я не из-за денег, просто мне нравится общение, коллектив. Даже в отпуске я постоянно заглядываю в гараж мехколонны. Пока жив — буду работать, не могу сидеть дома, нужно постоянно находиться в движении, — продолжает Владимир Маркиянович.
Тамара Сергеевна ушла на пенсию в 1999 году, отработав в МК-116 23 года. Отвечая на главный вопрос, сбылась ли мечта, ради которой ехали на БАМ, Тамара Будная кивает головой и сразу добавляет:
— Благоустроенную квартиру мы получили только в 1987 году. Тогда начальник «Главбамстроя» Ефим Басин вызывает моего мужа и спрашивает: где вы живёте? Володя отвечает, что во временном жилье. Басин очень удивился, как Герой Социалистического Труда до сих пор не имеет капитального жилья, и распорядился тут же решить вопрос с квартирой. Так мы переехали в 16-этажку, — делится Тамара Сергеевна. — Конечно, мы рады, что 37 лет назад наши пути сошлись с БАМом, благодаря которому у нас были не только работа и награды, но и, самое главное, остались яркие воспоминания.
Амурская правда. — 2014. — 17 января.
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил:
Публикации в местных СМИ
Публикации в сети Интернет