Петрусевич Фёдор Петрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 19795
Орден Ленина № 458963
Петрусевич Фёдор Петрович – водитель автомобиля Новокозульского леспромхоза Всесоюзного лесопромышленного объединения «Красноярсклеспром» Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Козульский район Красноярского края.
Родился 13 сентября 1929 года в Гомельском округе Белорусской ССР, ныне – территория Гомельской области Белоруссии*. Белорус.
В 1945 году начал работать в сельском хозяйстве. С 1950 по 1954 год проходил срочную службу в рядах Советской Армии.
С 1956 года работал водителем лесовоза, затем бригадиром водителей Новокозульского ордена Трудового Красного Знамени леспромхоза в составе (с 1965 года) производственного объединения (с 1975 года – Всесоюзного лесопромышленного объединения) «Красноярсклеспром» на территории Козульского района Красноярского края.
За долгие годы работы зарекомендовал себя как передовик производства, как ответственный и инициативный шофёр высокой квалификации. Активно участвовал в механизации трудоёмких работ при заготовке леса. Уже в период седьмого (расширенного; 1959–1965) плана развития народного хозяйства добился высокой производительности труда. За достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана по развитию лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности был награждён 1966 году орденом «Знак Почёта».
Так же ударно Фёдор Петрович трудился в период новых пятилеток, успешно выполняя и перевыполняя плановые задания и принятые обязательства, был отмечен званием «Ударник коммунистического труда». При этом он был автором многих начинаний, которые заметно улучшили работу транспортного цеха предприятия. Особенно памятен 1969 год, когда первый укрупнённый экипаж под его руководством стал работать по одному путевому листу. В первом же квартале плановое задание было значительно перевыполнено: сверх плана вывезено 3 тысячи кубометров древесины, а выработка на машиносмену оказалась выше плановой на 21 кубометр. За три месяца работы укрупненным составом простои лесовоза по организационным причинам сократились на 100 часов, а это равнозначно дополнительной вывозке 1 тысячи кубометров древесины. Главное состояло в том, что работа по-новому открывала возможность леспромхозу использовать для вывозки плановых 300 тысяч кубометров в год не 25 лесовозов, а только 20. Тем самым реально уменьшалась стоимость основных фондов и соответственно повышалась рентабельность работы предприятия. Инициативу Петрусевича поддержали В. А. Костин, братья Покасовы, Н. И. Шульга. По настоянию водителей администрация оборудовала тёплый гараж, выделила дополнительную технику для содержания и своевременного ремонта лесовозных дорог, то есть создала более благоприятные условия для работы укрупнённым составом в три смены.
Шаг за шагом улучшал экипаж Петрусевича показатели своей работы. Помимо сокращения простоев по организационным причинам он добился лучшего использования техники, рациональной организации погрузочно-разгрузочных операций. Погрузка древесины на верхнем складе и её разгрузка на нижнем стали занимать всего 25 минут вместо 36 минут по нормативам. Всё это способствовало тому, что задание восьмой пятилетки (1966–1970) петрусевичская бригада выполнила досрочно – за четыре года. Её работу отличали высокая трудовая и производственная дисциплина, ответственное отношение каждого к порученному делу, принцип самоконтроля и самоуправления. Широкий резонанс получил почин, с которым она выступила в начале девятой пятилетки (1971–1975): «200 тысяч километров пробега лесовоза – без капитального ремонта». Этот призыв был широко подхвачен многими водителями Красноярского края. Пробег лесовозов у передового экипажа превысил нормативы вдвое и составил 260 тысяч километров. За успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года Фёдор Петрович был награждён орденом Ленина. Ведомый им коллектив успешно завершил девятую пятилетку, задание в объёме 170 тысяч кубометров перевыполнив на 25 тысяч кубометров.
Еще более высокие рубежи были взяты им в десятой пятилетке (1976–1980): план вывозки древесины в объёме 375 тысяч кубометров выполнен на 114 процентов, сверх задания вывезено I53 тысячи кубометров. За этими цифрами – повседневная самоотверженная работа коллектива, большой личный вклад самого бригадира в улучшение показателей работы в суровых условиях сибирской тайги. Именно тогда петрусевичский экипаж стал работать по методу бригадного подряда. Благодаря бережному отношению к технике, своевременному проведению профилактических уходов за пять лет удалось сэкономить запасных частей и горюче-смазочных частей на 887 рублей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1981 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств, Петрусевичу Фёдору Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Так же ударно начал трудиться в одиннадцатой пятилетке (1981–1985), обязавшись вывезти 375 тысяч кубометров древесины, в том числе в первом её году – 80 тысяч, и только за первое полугодие 1981 года вывез 44 тысячи кубометров. Высокое рабочее мастерство, настойчивость, активная новаторская деятельность привели его к тем трудовым свершениям, которые получили известность на предприятии, в районе и крае. Он заботился о совершенствовании работы не только экипажа, но и о массовом повторении передового производственного опыта.
Продолжал работать водителем до выхода на пенсию.
Избирался членом Козульского райкома КПСС, членом ревизионной комиссии Красноярского крайкома КПСС.
В дальнейшем проживал в Алтайском крае. Умер 15 марта 2007 года.
Награждён 2 орденами Ленина (15.02.1974; 19.03.1981), орденом «Знак Почёта» (17.09.1966), медалями.
______
* Предположительно, родился на территории Брагинского района Гомельской области.
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил: