Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Сазыкин Николай Иванович

Сазыкин Николай Иванович

15.06.1909 - 10.11.1976

Герой Социалистического Труда

Даты указов

26.04.1971

Медаль № 16742

Орден Ленина № 401787

Сазыкин Николай Иванович – директор Арсеньевского машиностроительного завода «Прогресс» Министерства авиационной промышленности СССР, Приморский край.

Родился 15 июня 1909 года в городе Баку Бакинской губернии (ныне – столица Азербайджанской Республики) в крестьянской семье. Русский.

Отец плотничал, мать воспитывала детей. В Баку семья жила временно, и не найдя там хорошей жизни, глава семьи принял решение вернуться в свои родные края – в деревню Зеленково (ныне Истринского района Московской области). Там, в деревне, в 1925 году вступил в комсомол.

В конце 1926 года переехал в город Грозный Чеченской автономной области (ныне – столица Чеченской Республики), где в 1927 году начал трудовую деятельность слесарем на заводе «Красный молот». В 1930 году перебрался в Москву, где работал сварщиком на «Электрозаводе» и учился в Московском авиационном институте, который окончил в 1936 году по специальности «Вооружение и оборудование самолётов». В 1930 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

С 1936 года работал инженером-конструктором в ОКБ авиационного завода №84 в городе Химки Московской области. С декабря 1938 по ноябрь 1941 года – начальник производства завода №445 Наркомата оборонной (с января 1939 года – авиационной) промышленности (НКАП) СССР в городе Тушино Московской области (ныне в составе города Москвы). С ноября 1941 года – главный технолог завода №445 НКАП СССР.

В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в город Алапаевск Свердловской области. На него было возложено техническое руководство эвакуацией оборудования и рабочей силы. В феврале 1942 года был осужден по статье 109 УК РСФСР на 5 лет лишения свободы за злоупотребление служебными полномочиями: был вскрыт факт оплаты погрузки вагонов без заключения трудовых договоров. Отбывал наказание в Свердловской промколонии №1. В 1943 году был направлен в ряды действующей армии рядовым.

С июня 1943 года – в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. В 1944 году постановлением Военного совета 2-го Украинского фронта судимость снята. В 1945 году – сварщик роты технического обеспечения 66-й механизированной бригады 8-го механизированного корпуса 2-го Белорусского фронта, красноармеец. Награждён орденом Красной Звезды.

Демобилизовавшись из Вооружённых Сил, в 1945 году приехал в рабочий посёлок Семёновка (с 1952 года – город Арсеньев) Приморского края, где с декабря 1945 года работал главным технологом, а с 1951 года – начальником производства завода №116 Наркомата (с марта 1946 года – Министерства) авиационной промышленности СССР. В 1948 году повторно вступил в ВКП(б)/КПСС.

С 1948 года заводом был освоен выпуск самолёта Як-18 (выпущено 3063 машины) и его модификаций Як-18А (927 самолётов), Як-18У (940 самолётов), Як-18П (125 самолётов), Як-18ПМ (25 самолётов). Эти машины являлись основными самолётами для обучения лётчиков ВВС и аэроклубов, на которых они завоевали немало призов на международных соревнованиях.

С января 1959 года – директор завода №116 – Арсеньевского машиностроительного завода «Прогресс» Приморского (в 1962-1965 годах – Дальневосточного) совнархоза – Министерства авиационной промышленности СССР (с 1965 года).

С 1959 года на руководимом им предприятии началось серийное производство ракетной техники. Производились ракеты морского базирования, разработанные в ОКБ А. Я. Березняка: П-15 «Термит», П-15У, П-15М, П-20, П-21, П-22. С 1960 года завод осваивал выпуск аэросаней «Север-2» и Ка-30, которые выпускались несколько лет, а с 1963 года – выпуск лёгкого двухмоторного самолета типа Ан-14 «Пчёлка» и спортивных планеров А-15. Всего было выпущено 340 таких самолётов. За освоение серийного производства противокорабельных ракет П-15 в 1963 году награждён орденом Ленина, а за освоение производства самолёта Ан-14 по итогам семилетнего плана (1959-1965) – орденом Трудового Красного Знамени.

В 1968 году на завод начала поступать конструкторская документация, а в 1969 году началось производство вертолётов типа Ми-24А. Первый полёт серийного вертолёта состоялся 10 ноября 1970 года. До 1972 года было выпущено 240 вертолётов типа Ми-24А, затем завод перешёл на выпуск вертолётов типа Ми-24В, которых было произведено 1001 штука. При его участии возводился город Арсеньев, строились школы, жилые дома и детсады, сооружались Дворец культуры, стадион и бассейн.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении пятилетнего плана 1966-1970 годов и создание новой техники Сазыкину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1973 года заводом был начат выпуск спортивно-пилотажного самолёта международного класса Як-50, который также поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу. За освоение заводом серийного производства боевого вертолёта Ми-24 в 1976 году был удостоен Ленинской премии.

Избирался членом Приморского крайкома и бюро Арсеньевского горкома КПСС, а также неоднократно депутатом Арсеньевского городского Совета народных депутатов.

Жил в городе Арсеньев. Умер 10 ноября 1976 года. Похоронен на городском кладбище города Арсеньева Приморского края.

Почётный гражданин города Арсеньева (03.11.1972).

Лауреат Ленинской премии (1976).

Награждён 2 орденами Ленина (28.04.1963; 26.04.1971), орденами Трудового Красного Знамени (22.07.1966), Красной Звезды (12.05.1945), медалями.

Постановлением Совмина СССР от 6 апреля 1977 года Арсеньевскому машиностроительному заводу «Прогресс» присвоено имя Н. И. Сазыкина (ныне – ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина»). На здании заводоуправления и на доме, где жил Н. И. Сазыкин, ему установлены мемориальные доски.

Именем Н. И. Сазыкина названы улица в городе Арсеньев и авиакомпания «Прогресс», которую он возглавлял. В память о Герое в Арсеньеве проводятся «Мемориал Н. И. Сазыкина» по волейболу среди мужских команд, этап кубка России по авиамодельному спорту – кубок имени Н. И. Сазыкина, открытый чемпионат Приморского края по парашютному спорту имени Н. И. Сазыкина.

Составитель биографии выражает свою искреннюю признательность и благодарность за предоставленные фото и материалы заведующей Музеем истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС» Холдинга «Вертолёты России» Татьяне Александровне Болотниковой.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Документы на сайте «Подвиг народа»

Публикации в сети Интернет