Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Байсултанов Алим Юсуфович

Байсултанов Алим Юсуфович — заместитель командира эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота), гвардии капитан.

Первый уроженец Кабардино-Балкарии — Герой Советского Союза, первый балкарец, удостоенный этого высокого звания.

Родился 15 мая 1919 года в селе Яникой ныне Чегемского района Кабардино-Балкарии в многодетной крестьянской семье. Балкарец. В 1933 году окончил школу, в 1937 году – педагогическое училище и Нальчикский аэроклуб.

В армии с 1937 года. В 1939 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в строевых частях авиации ВМФ (на Балтийском флоте).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В составе 13-го истребительного авиационного полка защищал небо Таллина, сражался над полуостровом Ханко, затем над ледовой Дорогой жизни. В 1942 годы был принят в партию.

К июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) гвардии капитан Алим Байсултанов совершил 277 боевых вылетов. В 45 воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника и 2 уничтожил на земле.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Байсултанову Алиму Юсуфовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручение ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Летом 1943 года был направлен на курсы командиров эскадрилий, по окончании которых был оставлен в должности лётчика-инспектора. Написав 5 рапортов, Алим всё-таки вырвался на фронт. Он отказался от должности командира эскадрильи в другом полку и вернулся в родной, ставший уже 4-м гвардейским. Был назначен заместителем к командиру 3-й авиаэскадрильи В.Ф.Голубеву.

Осенью полк получил новые самолёты Ла-5. 28 сентября 1943 года, сопровождая на ещё не совсем освоенном "лавочкине" штурмовики на острове Сескар (Финский залив), Байсултанов вступил в неравный бой. Сбил в лобовой атаке финский истребитель но и сам был подбит. Самолёт упал в море...

Увековечен на мемориале погибшим над морем авиаторам ВВС КБФ в посёлке Лебяжье (Борки) Ломоносовского района Ленинградской области.

Более 300 боевых вылетов (из них: 64 - на штурмовку и 27 - на разведку), более 50 воздушных боёв, 8 лично уничтоженных вражеских самолётов в воздухе и 2 на аэродромах, ещё 13 - сбитых совместно с товарищами, - таков итог короткого боевого пути Героя Советского Союза Алима Юсуфовича Байсултанова.

Награждён орденом Ленина (1942), 2 орденами Красного Знамени (1939, 1941), медалями.

Памятник Герою установлен в селе Яникой, бюсты - в доме-музее и в школе его имени, где он учился, в селе Яникой, а также в средней школе №19 города Нальчика. Его имя носят школа и пионерская дружина, улицы в Нальчике и селе Гунделен Баксанского района. Мемориальные доски установлены в городе Нальчик и в деревне Борки (ныне в черте посёлка городского типа Лебяжье) Ломоносовского района Ленинградской области (утрачена). Имя А.Ю. Байсултанова увековечено на мемориале Героев в Нальчике.

В год 60-летия Победы в Кабардино-Балкарии издана книга написанная племянником героя Тауби Мезиевым "Алим Байсултанов - легенда Балтики", режиссёром документального кино Измаилом Кожемовым снят фильм.



В архиве Центрального военно-морского музея хранится листовка, посвященная Герою Советского Союза Алиму Юсуповичу Байсултанову. В ней говорится:

«Выполнив боевое задание, звено советских истребителей во главе с Алимом Байсултановым возвращалось на свой аэродром. Вдруг большая группа вражеских самолетов атаковала советских истребителей. Завязался неравный ожесточенный бой. Байсултанов дрался с двумя «мессершмиттами». Он уничтожил один из них, но и сам был подожжен в воздухе. На горящей машине Байсултанов таранил второй «мессершмитт» и, сам раненый, посадил машину на соседний советский аэродром».

В документе об этом поистине большом подвиге больше ничего не говорится.

О том, что произошло в тот весенний день 1942 года, рассказал бывший начальник штаба авиаполка, ныне подполковник в отставке П.Л. Ройдберг.

...Ровно в 12.00 советские истребители поднялись в воздух и, набрав высоту, скрылись за горизонтом. Фронт приближался. На все лады залаяли немецкие зенитчики. Летчики знали, что в эти минуты десятки снарядов огненными иглами пробивают насквозь облака и каждый их укол может стать роковым для машины...

Задание выполнено: произведена разведка в тылу врага. Теперь можно и домой. Но что это? Колонна противника растянулась по дороге, точно серый удав, направленный головой к фронту. Автомашины, танки. Опять автомашины с солдатами, бензоцистерны. Снова ударили зенитчики.

- Атакуем! - подал команду Байсултанов и сам первым пошел на цель...

Загорелось несколько автомашин противника, два танка. После командирской машины столь же уверенно и точно атаковали колонну противника и другие советские истребители. Вражеская колонна была уничтожена. Теперь - домой, к родному аэродрому. И вдруг... «Мессершмитты», - доложил ведомый Байсултанову. - «Вижу!» - ответил Алим.

Пятнадцать «мессеров» шли на звено советских истребителей. Что делать? «Принять бой», - пронеслось в голове Байсултанова. Он продолжал вести звено, не сворачивая, не уступая курса, навстречу вражеским стервятникам. По команде Алима советские летчики стали посылать короткие очереди в острые морды «мессеров». Огонь не умолкал. С каждой секундой росло напряжение. Силы были неравные. «Дойдем все равно! Прорвемся!» - думает командир. Вдруг что-то гулко треснуло внутри машины Алима и его обдало воздухом. Алим осмотрелся. Снаряд вражеского истребителя пронзил самолет Байсултанова и не разорвался. Запахло бензином. «Горю», - подумал Алим. Он безуспешно попытался сбить огонь. А боевые друзья отбивали новые атаки, защищая командира. «Не отступать», - не сказал, а выкрикнул Алим. И его машина рванулась вперед. Он шел навстречу «мессершмитту». Немец не уклонялся от лобового удара. Самолеты стремительно сближались. Двести метров, сто, пятьдесят, наконец, двадцать пять метров!.. Байсултанов не менял курса. И немец, увидев приближающийся горящий самолет, отвернул свою машину и, конечно, погиб.

Снова на горящей машине Алим ринулся в бой и таранил второй «мессершмитт». Остальные немецкие стервятники стали удирать. Байсултанов взял штурвал на себя и круто повел машину в небо. Она скрылась в облаках, и летчики потеряли его. Звено благополучно вернулось на свой аэродром, но без командира.

Весть о том, что Алим Байсултанов на горящем самолете продолжал вести бой и уничтожил два «мессершмитта», а потом его потеряли из виду, была большим горем для товарищей. А в это время Алим боролся с огненными языками пламени. Он набрал высоту и ринулся вниз. Штурвал от себя - в последнее огненное пике! Гастелло, Петр Игашев, Юрий Спицин... Сколько их было, сумевших гибель свою превратить в разящий, страшный удар по врагу. Со свистом ветра бешенно мчались секунды. Навстречу машине летела земля. Байсултанов взглянул вниз и оторопел. На дороге догорало лишь то, что расстреляло звено советских истребителей. Других целей не было: немцы, увидев уходящую ввысь горящую машину, сперва замерли в смертельном ужасе, а потом бросились убирать с дороги уцелевшие машины и цистерны. О, они отлично знали, что бывает после того, как горящий советский самолет взмывает в небо! И пока Байсултанов боролся за облаками с пламенем, враги успели рассредоточить остатки колонны в ближайшей роще.

Алима озарила мысль: «Цели нет. А что если...» Машина вдруг вышла из пике, пронеслась над дорогой и вышла к линии фронта. Раненая левая рука висела, а правая крепко держала штурвал. Алим дал полный газ. Краснозвездный «ястребок», точно огненный вихрь, на бреющем полете несся над немецкими позициями, над замолчавшими зенитками. С каждой сотней метров росло в кабине пламя. Вот и наш передний край. Куда сесть? Проволока... Блиндажи... Воронки... Сопка... Вот аэродром, советский аэродром! Но как посадить машину?

Летчики-истребители, направляясь к машинам, увидели, как над ними пронесся объятый пламенем самолет. Он развернулся и, сделав круг, пошел на посадку. Летчики оцепенели. Байсултанов сел на соседний аэродром. Выскочив из кабины, Алим бросился к пробоине, через которую вытекал пылающий бензин. Сев с парашютом на пробоину, он начал полами реглана сбивать пламя с дюраля.

Когда к самолету, запыхавшись, прибежала с огнетушителями в руках аэродромная команда, Алим сказал: «Не надо, сам управился». Самолет был спасен. О том, что Алим Байсултанов жив и машина спасена, передали по телефону в его часть. Гвардейцы никогда не забудут этой встречи. Весь полк высыпал на аэродром. Когда Алим вышел из самолёта, который доставил его с соседнего аэродрома, к нему подошёл командир полка и, крепко обняв его, только и смог выговорить: «Дорогой ты мой Алим!».

Таубий Мизиев "На горящем самолёте" газета "Северный Кавказ" 05.05.2004 г.

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Голубев В.Ф. Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

На горящем самолете, газета Северный Кавказ (05.05.2004)

Орел из страны гор. газета Молодежь и факты, №6 -7, 1999

Подводная археология   Т