Герой Социалистического Труда
Транспорт: Лётчики ГВФ
Михасенко Тимофей Филиппович

Михасенко Тимофей Филиппович

03.02.1921 - 10.09.2004

Герой Социалистического Труда

Даты указов

09.02.1973

Медаль № 15261

Орден Ленина № 421230

Михасенко Тимофей Филиппович — мастер цеха завода №407 гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР, город Минск Белорусской ССР.

Родился 3 февраля 1921 года в деревне Германы Новотухинской волости Оршанского уезда Витебской губернии РСФСР (в 1945 году переименована в деревню Днепровка, до 1970-х годов существовала на территории Застенковского сельсовета Дубровенского района Витебской области Белоруссии). Из семьи крестьян. Белорус.

Окончил Новотухинскую неполную среднюю школу, ремесленное училище. С 1937 года трудился электриком на торфопредприятии «Осинторф» Дубровенского района.

В мае 1940 года был призван в Красную Армию. В мае 1941 года окончил школу младших авиационных специалистов Киевскго военного округа (г. Волчанск). Для продолжения учебы был направлен в школу авимехаников Закавказского военного округа (г. Тбилиси). С мая 1943 года службу проходил старшим механиком Кировабадской военной авиационной школы пилотов. Во время перегона списанной техники на учебный полигон самолёт, в котором находился сержант Т. Ф. Михасенко, попал в аварию. Получил тяжёлые ожоги лица и рук, восемь месяцев провёл в госпиталях, затем был демобилизован из армии. В 1946 году был демобилизованю

Вернулся в родную Белоруссию. Поступил работать мастермо по ремонту самолетов в/ч 30196 в городе Орша. Через некоторое время переехал в город Минск — столицу Белорусской ССР. Устроился на работу в линейные ремонтно-эксплуатационные мастерские (ЛЭРМ) Главного управления гражданскогого воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совете Министров СССР. В мастерских проводились ремонт и переоборудование грузо-пассажирских самолётов Ли-2. Первые месяцы Тимофей Филиппович работал на участке разборки, затем выполнял различные работы на других участках, стал мастером малярно-отделочного участка. В марте 1953 года на базе Минских ЛЭРМ была создана хозрасчётная авиационно-техническая база (АТБ) №407 ГУ ГВФ, которая занималась ремонтом транспортных самолётов Ли-2 и Ил-14, поршневых двигателей к ним, а также изготовлением нестандартного технологического оборудования.

С 1954 года работал старшим мастером, затем начальником малярно-отделочного участка. В марте 1962 года АТБ №407 ГУ ГВФ была преобразована в завод №407 гражданской авиации (позже — Минский авиаремонтный завод № 407 Всесоюзного государственного промышленного объединения «Авиаремонт», с 1993 года — ОАО «Минский завод гражданской авиации №407»), который через два года вошёл в состав новообразованного Министерства гражданской авиации СССР. С середины 1960-х годов завод осваивал ремонт новых моделей пассажирских самолётов, таких как Ту-124, Ту-134 и Як-40.

Тимофей Филиппович Михасенко являлся передовиком производства, активно участвовал в общественной жизни завода. Он успешно и плодотворно проводил наставническую работу среди молодёжи, подготовил немало маляров и отделочников, которые стали бригадирами и руководителями групп по окраске самолётов в разных цехах завода. За самоотверженный труд в 1963 году ему был вручён орден Трудового Красного Знамени. При подготовке предприятия к освоению ремонта реактивного самолёта Ту-124 стал инициатором слияния двух профессий — маляров и рабочих участка, что снизило стоимость окраски нового класса самолётов вдвое. Он также стал соавтором разработки и членом рабочей группы по внедрению оригинальной установки для покраски самолётов методом безвоздушного распыления. Этот метод в дальнейшем получил широкое применение на многих авиаремонтных предприятиях страны. В 1964 году по инициативе его участка на заводе была внедрена система бездефектной сдачи продукции с первого предъявления. Как старший мастер цеха он принимал деятельное участие в монтаже и пуске поточной линии по покраске самолётов Ил-14 и Як-40, что позволило значительно улучшить качество ремонта авиатехники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1973 года за выдающиеся достижения в выполнении плановых заданий по авиаперевозкам, применению авиации в народном хозяйстве страны и освоению новой авиационной техники Михасенко Тимофею Филипповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1974 году вступил в КПСС. Неоднократно избирался депутатом Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся (город Минск), избирался членом ЦК профсоюза авиационных работников СССР, возглавлял местком завода. Имя Героя было занесено в Книгу народной славы Октябрьского района города Минска и в Ленинскую юбилейную книгу трудовой славы Министерства гражданской авиации и ЦК профсоюза авиационных работников СССР.

Работал на заводе начальником участка до выхода на пенсию в 1981 году.

Жил в Минске. Умер 10 сентября 2004 года.

Награждён орденами Ленина (09.02.1973), Трудового Красного Знамени (16.04.1963), медалями.

Автор брошюры «Крылья крепнут на земле» (Минск, 1976).


Очерк из книги «Труд, талант, доблесть» «Земная высота» (автор В. Теляков)

Тимофей Филиппович Михасенко более двадцати пяти лет работает на Минском ордена Трудового Красного Знамени авиаремонтном заводе. Начинал рабочим, вырос до начальника участка.

Несколько лет подряд коммунист Михасенко возглавляет местный комитет цеха, является членом ЦК профсоюза авиаработников страны, неоднократно избирался депутатом районного Совета народных депутатов. Имя передовика производства занесено в Книгу народной славы Октябрьского района города Минска и в Ленинскую юбилейную книгу трудовой славы Министерства гражданской авиации и ЦК профсоюза авиаработников страны.

…Было это в конце 30-х годов. Закончив Новохутскую неполную среднюю школу, что на Витебщине, Тимофей Михасенко поступил в ремесленное училище. Работа на сложных торфоуборочных потребовала не только твёрдых знаний, но немалой физической подготовки. Приходилось испытывать всё: и студёную воду, и пронизывающий до костей холодный ветер, и надоедливую ярость комаров. Осиновские болота как бы закаляли характер деревенского парня.

В армии всё пригодилось. Учитывая опыт работы с техникой, высокую физическую подготовку, Тимофея Михасенко направили в одну из авиационных школ страны. Едва закончив учёбу, Михасенко пишет один рапорт за другим. Просил послать на фронт. Но его направляют инструктором в одну из учебных частей в Закавказье.

— Готовить для фронта лётчиков и техников — это тоже боевая задача, — объясняют ему.

Однажды в составе небольшой группы сержанту Михасенко поручают перегнать несколько самолётов, отслуживших свой срок, на учебный полигон. Обратно планировалось доставить в часть боевую технику. Но случилось непредвиденное. На одном из сибирских аэродромов произошла авария. Спасая самолёт, Михасенко получил тяжёлые ожоги. Особенно пострадали лицо и руки. Раны заживали медленно — в госпитале он пролежал восемь месяцев. В голову приходили тревожные и грустные мысли. В эти дни пришла первая весточка из Белоруссии. Правда, радоваться было нечему: на фронте погиб отец, фашисты почти дотла сожгли деревню. «Ты теперь одна надежда, сынок, — писала мать. — Приезжай скорей, ждём тебя с победой».

Вернувшись в родные края, он отремонтировал избу, с утра до вечера трудился в поле. Помогал, как мог, соседям, у которых война забрала мужчин.

Но всякий раз, услышав гул самолёта, с волнением следил за его полётом. Знакомая и близкая сердцу стихия звала и манила к себе.

И Михасенко стал рабочим авиаремонтной базы, а позже перешёл на Минский авиаремонтный завод.

Первые месяцы работал на участке разборки. Гаечный ключ в руки – и за дело. Затем выполнял различные работы на других участках. Так попал на участок малярно-отделочных работ. В ту пору это был самый трудный участок. Трудности заключались прежде всего в том, что не было нормального помещения, да и время было очень ограничено, работал, как правило, ночью.

Навсегда останется в памяти Михасенко 1963 год. В цехе, где он тогда работал, выполнялись сложные операции по ремонту самолётов Ил-14. И хотя гражданская авиация тогда уже в своём распоряжении имела более современную технику, неутомимых тружеников неба Ил-14 всё ещё можно было встретить во всех аэропортах страны. Приходили такие машины в ремонт и из-за рубежа.

На одном из участков ремонта этой техники продолжал тогда всю трудовую биографию Михасенко. Самоотверженный труд рабочего был отмечен высокой наградой Родины. В 1963 году ему первому на заводе был вручён орден Трудового Красного Знамени.

И это было вполне закономерно. Умело сочетая в себе стремление быть в гуще трудовых и общественных дел своего коллектива, Михасенко пользовался огромным авторитетом у товарищей по работе. Передовик производства, активный общественник и отзывчивый товарищ, наставник молодёжи — таким входил он в жизнь своего коллектива.

Предприятие к освоению ремонта реактивного самолёта Ту-124. Многих беспокоил вопрос: сумеет ли участок малярно-отделочных работ справиться с поставленными перед ним задачами. Ведь на таком гиганте объём работ у маляров увеличивался в несколько раз. Кроме того, требовались специальные условия для покраски: определённый температурный режим, всевозможные приспособления и т. д. Думая о сложности предстоящего ремонта, Тимофей Филиппович пришёл к выводу, что пока не произойдёт слияния двух профессий — маляров и рабочих, будет и срыв заданий, и брак в работе.

Жизнь подтвердила предсказания Михасенко. Вскоре по методу Михасенко стали работать и другие цеха. А их участку это новшество принесло весомые результаты. Стоимость окраски Ту-124 уменьшилась в два раза.

Рядом с Тимофеем Филипповичем работают настоящие мастера своего дела. Всеобщим уважением и славой пользуется ветеран предприятия Нина Васильевна Тарайкович. Начинала с простой рабочей, а теперь мастер участка. Заслуженный человек. Награждена орденом «Знак Почёта», дважды — знаком «Победитель социалистического соревнования».

Любит свою работу и Александра Николаевна Данилович, Янина Николаевна Волкович, Елена Емельяновна Синицкая, Мария Ивановна Ковшар. Все они не только перевыполняют сменные задания, но и передают свой опыт молодёжи, с их помощью подготовлено немало первоклассных маляров.

С участка Міхасенко ежегодно несколько передовых рабочих переходят в другие цеха бригадирами, руководителями групп по окраске самолётов. Так, например, из учеников выросли умелыми организаторами производства Нина Бышнёва, Оля Нихайчик, Валентина Пашкевич.

Конечно, не хочется Михасенко расставаться с теми, кому отданы и мастерство опытного наставника, и теплота души человеческой, но мысль в о том, что эти люди трудятся для общего дела, помогают совершенствовать родное предприятие, успокаивает его и ставит перед ним всё новые и новые задачи в этом очень важном деле подготовки хороших специалистов.

Сейчас, когда завод является ведущим среди родственных предприятий страны, спрос с каждого авиаремонтника возрос вдвойне, особенно если говорить о качестве ремонта очень сложной техники. И в этом отношении многое зависит от коллетика участка коммуниста Михасенко.

— Когда-то, — вспоминает ветеран, — красили либо вручную кистью, либо методом воздушного распыления с применением ручных краскораспылителей. Попытки изолировать маляра от загрязнённой зоны воздушными или водяными завесами к удовлетворительным результатам не приводили.

Этот вопрос обсуждался на заседании мастеров завода, среди рационализаторов. Шли коллективные поиски решения проблемы.

Вскоре группа специалистов завода, и среди них Тимофей Филиппович Михасенко, разработала и внедрила в производство оригинальную установку для покраски самолётов методом безвоздушного распыления. Этот метод успешно применяется на многих авиаремонтных заводах страны.

Безотказно действует на заводе и поточная линия по покраске самолётов Ил-14 и Як-40. Все эти новшества позволили участку коммуниста Михасенко и заводу в целом намного поднять качество ремонта авиационной техники.

По инициативе участка Михасенко в 1964 году на заводе введена система бездефектной сдачи продукции с первого предъявления. Коллектив завода по достоинству оценил этот метод. Новая система позволила резко поднять качество ремонта. Вырос целый отряд рабочих, предъявляющих свою продукцию без единого дефекта. Это токарь В. А. Мохнач, слесари Н. И. Борозна, Г. А. Сипко, В. Д. Шайковский, электромеханик В. И. Конопляник, механики по приборам В. Н. Игнатьев, П. А. Бурак, радиомеханик А. П. Фоминок и другие. И когда в начале 1971 года предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а министр гражданской авиации страны Б. П. Бугаев в торжественной обстановке поздравлял авиаремонтников с трудовой победой, в числе передовиков производства одним из первых называлось имя коммуниста Михасенко.

А вскоре он был удостоен высокой награды Родины — за успехи в освоении новой авиационной техники и самоотверженный труд, в честь пятидесятилетия гражданской авиации страны старшему мастеру завода Тимофею Филипповичу Михасенко было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Год от года растёт и крепнет трудовая слава коллектива Минского ордена Трудового Красного Знамени авиаремонтного завода. Развитие социалистического соревнования и творческая инициатива работников завода были высоко оценены коллегией Министерства гражданской авиации страны и ЦК профсоюза авиаработников, присудившх заводу почётное звание «Коллектив коммунистического труда».

Успешный труд авиаработников в десятой пятилетке отмечен и другими высокими наградами. А юбилейная вахта в честь 60-летия БССР и Компартии Белоруссии по итогам социалистического соревнования среди предприятий всесоюзного объединения «Авиаремонт» трижды приносила им первые места в трёх кварталах 1978 года.

Во всех этих трудовых успехах коллектива есть часть самоотверженного труда ветерана завода Героя Социалистического Труда коммуниста Михасенко.



Биография предоставлена краеведами Константином Гайдуковым и Борисом Матвеевым (город Витебск, Республика Беларусь).

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 11. Мінск, 1974.

Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.

Минск – Город-Герой. Справочник. – Минск, 1976.

Труд, талант, доблесть. Ч. 2 - Минск, 1981