Герой Социалистического Труда
Транспорт: Лётчики ГВФ
Дронов Владимир Алексеевич

Дронов Владимир Алексеевич

21.01.1921 - 23.01.1992

Герой Социалистического Труда

Даты указов

09.02.1973

Медаль № 15255

Орден Ленина № 421224

Дронов Владимир Алексеевич – командир корабля Ил-18 Узбекского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР.

Родился 21 января 1921 года (по другим данным - 22 декабря 1922 года)* в городе Орск Орского уезда Оренбургской губернии (ныне - город областного подчинения Оренбургской области). Русский.

В 1938 году окончил школу фабрично-заводского ученичества при механическом заводе в городе Скопин (Рязанская область), получил специальность слесаря. С сентября 1938 года по май 1939 года – студент военно-строительного техникума в том же городе.

С мая 1939 года работал авиамехаником в рязанском аэроклубе, затем авитехником в посёлке Реутово (с 1940 года – город Реутов) Московской области, там же получил летную подготовку.

С августе 1941 года был призван в Красную Армию и направлен в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова. После окончания учебы в марте 1942 года оставлен в школе инструктором. Только в августе 1942 года добился отправки в действующую армию, был переведен в 8-й запасной истребительный авиаполк (Приволжский военный округ), прошел переподготовку на самолет-истребитель Як.

С апреля 1943 года – в действующей армии. Весь боевой путь прошел в составе 148-го истребительного авиационного полка 287-й истребительной авиационной дивизии. На Северо-Кавказском фронт в боях 29 апреля 1943 года сбил 3 самолёта противника, а в боях 30 апреля и 6 мая 1943 года – еще по одному вражескому самолёту. Был дважды подбит и дважды сажал подбитый самолёт. В мае 1943 года был ранен. В 1943 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В 1944 году – старший летчик, а затем командир звена того же полка. Воевал на 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. В боях 6 января, 28 апреля и 15 мая 1944 года лично сбил 3 самолёта противника и 1 – в паре. Летал на истребителях Як-1 и Як-9. Всего за период войны уничтожил в воздушных боях 8 самолётов противника лично и 1 – в паре (по другим источникам и в автобиографии – 11 лично и 3 в паре). Награжден 4 боевыми орденами. Уволен в запас в декабре 1945 года в звании капитана.

В апреле 1946 года приехал к сестре в город Ташкент Узбекской ССР (ныне – Узбекистан). До 1950 года работал лётчиком-инструктором, командиром отряда республиканского аэроклуба ДОСААФ. С марта 1950 года служил в гражданском воздушном флоте (ГВФ): в санитарной авиации, а затем на пассажирских линиях. Работал пилотом, а затем и командиром кораблей Ил-12, Ил-14, Ил-18. За успехи в выполнении заданий семилетнего плана (1959-1965) по перевозкам пассажиров воздушным транспортом награжден орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1973 года за выдающиеся достижения в выполнении плановых заданий по авиаперевозкам, применению авиации в народном хозяйстве страны и освоению новой авиационной техники Дронову Владимиру Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»

За штурвалом самолета Ил-18 провёл 21 год. В сентябре 1979 года по состоянию здоровья был списан с летной работы. До выхода на заслуженный отдых работал начальником смены производственно-диспетчерской службы Ташкентского объединённого авиаотряда.

Депутат Верховного Совета Узбекской ССР 3-го созыва (1951-1955).

Жил в Ташкенте (Узбекистан). Умер 23 января 1992 года. Похоронен в городе Ташкент на кладбище №1 (Боткинское), Коммунистический участок.

Заслуженный пилот СССР (1978).

Награжден 2 орденами Ленина (15.08.1966; 09.02.1973), 2 орденами Красного Знамени (21.05.1943; 01.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30.04.1944; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (09.05.1945), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (05.11.1954), «За оборону Кавказа».

* Дата рождения требует уточнения. В документах пенсионного дела и в автобиографии – 22 января 1921 года, но на памятнике на могиле – 22 декабря 1922 года. Возможно, на памятнике ошибка, так как во фронтовых документах и в юбилейной наградной картотеке указан 1921 год рождения, и время выхода на пенсию 1981 год соответствует 1921 году рождения.

Дополнил Сергей Каргапольцев


Публикация с сайта «Красные соколы»

Командир подразделения Гани Мазитович Рафиков рекомендовал написать о Дронове. Замечательный человек. Лётчик 1-го класса. Депутат Верховного Совета Узбекской ССР.

Потом, подумав, Гани Мазитович сказал:

"Правде, есть одно "но" - из него нелегко вытянуть слово о себе. Он воспитанник аэроклуба, фронтовик, после войны работал в оборонном Обществе. Затем - воздушные дороги Аэрофлота, 21 год провёл - за штурвалом Ил-18".

...Мы сидим в гостинице Ташкентского аэропорта "Космос", в окна видно, как взлетают и садятся пассажирские авиалайнеры... Владимир Алексеевич рассказывает об узбекских авиаторах, их трудовых делах.

- Мои друзья отважно воевали в годы Великой Отечественной войны, а в мирное время в числе первых овладели реактивной техникой, они - первооткрыватели многих воздушных дорог.

Дронов говорит о первом лётчике - узбеке, кавалере боевых орденов Абдусамате Тайметове. Он был в составе экипажа, который 8 Мая 1945 года доставил из Берлина в Москву акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Потом Владимир Алексеевич начинает говорить о себе. Путёвку в небо он получил в одном из подмосковных аэроклубов Осоавиахима. Вчерашнего курсанта назначили здесь же, в Реутово, инструктором. В 1940 году году его приняли в знаменитое Качинское военно - авиационное училище лётчиков.

В грозном 1942 году сержант В. А. Дронов самостоятельно вылетел на истребителе И-16 и с учебного аэродроме сразу попал на фронт. В считаные дни овладев "Яком", он принял боевое крещение в схватке с фашистскими истребителями. Бомбардировщики, в прикрытии которых участвовал молодой лётчик, не понесли потерь.

Те месяцы оказались для молодого лётчика очень тяжёлыми. Но, очевидно, хорошо учили Дронова в аэроклубе, и собственная инструкторская работа помогла - Владимир никогда не жаловался ни на усталость, ни на перегрузки боя. Вылетал столько раз в сутки, сколько требовала обстановка, и командир полка в шутку говорил, что "сержант Дронов в дежурном эвене - бессменно".

За годы войны Дронов сбил лично 11 бомбардировщиков и истребителей противника и ещё 3 вражеских машины - в паре с ведомым. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 1 групповую победы. ] Было в боевых буднях лётчика несколько схваток, о которых и сейчас он не может вспоминать без глубокого волнения.

Весной 1943 года над Новороссийском в разгар воздушного боя сверкнул перед глазами разрыв зенитного снаряда. Фонарь сбило в одно мгновение, и сразу лицо, как огнём опалило - мельчайшие осколки взрезали кожу. Но Дронов не вышел из боя. Перчаткой вытер кровь с лица и ринулся в атаку на фашистский истребитель...

Испытанием характера стала однажды схватка с вражеским пилотом. Очевидно, тот уже не раз участвовал в воздушных боях. Фигурами высшего пилотажа фашист владел умело, и Дронову, как впрочем и противнику, никак не удавалось нанести решающий удар. Фашист понял, что победить в таком бою советского лётчика не удастся. Тогда он переменил тактику, имитировал выход из схватки, затем резким маневром переменил направление на 180° и пошёл в лобовую. Атаку врага можно было назвать психической. Он почти спрятался за бронестеклом, и, приближаясь, непрерывно стрелял из всех пушек и пулемётов.

Дронов, конечно, не подумал отвернуть. Знал, что лишних 5 - 10 секунд прямого полёта неизбежно приведут к столкновению, но продолжал лететь вперёд, только вперёд. И не стрелял. Чувствовал - неприцельный огонь вpaгa - следствие неуверенности, а то и страха. Советский лётчик открыл огонь как раз в то мгновенье, когда фашистский пилот, не выдержав, рванул на себя ручку управления, и его машина взмыла, подставив своё "брюхо" под огонь Дронова.

Очередь была безошибочной, вражеский самолёт, дымя, беспорядочно шёл вниз, пока не врезался в землю...

Подтверждение о победе в полк пришло раньше, чем совершил посадку Дронов. И он был крайне удивлён, когда командир, не дожидаясь доклада, поблагодарил его за мастерство и мужество.

Памятен и бой 6 Мая 1943 года над Кубанью. Враг имел численное преимущество. Один Ме-109 Дронов сбил короткой очередью. Пристроился в хвост второму вражескому истребителю. Понимал, что фашисты могут атаковать, но не вышел из боя. Прямого попадания в кабину избежал крутым маневром. Но правая плоскость "Яка" словно вспухла, загорелась. Пламя тянуло в кабину. Фашист осмелел, увидев, что советский истребитель горит, пристроился сзади и бил по бронеспинке. Дронов маневрировать не мог, он снижался, враг делал виражи вокруг "Яка", и тут Дронов, увидев впереди гитлеровца, инстинктивно нажал гашетку. Из горящей его машины вырвалась пулемётная очередь... и фашист свалился на землю.

Перетянув линию франта, он посадил машину и, собрав все силы, вывалился из горящего самолёта. Бойцы спасли лётчика.

...В Краснодаре, куда привезли Дронова, решено было ампутировать ноги, так как началась заражение крови. Владимир лежал на полу - раненых было много - весь перевязанный. И лицо в бинтах. Вдруг вошёл комиссар авиапопка, в котором служил Дронов. Громко спросил:

- Товарищи, есть среди вас лётчики ?

Дронов всё слышал, а сказать ничего не мог и пошевелиться тоже. Тут сосед справа, пехотинец, сказал, показывая на Дронова:

- Вот лётчик, кажется.

Koмиссар наклонился:

- Володя, это ты ?

Дронов молчит, только слезы на глазах...

Комиссар не дал ампутировать ноги. Решено было эвакуировать лётчика в Саратов. Здесь сделали несколько операций по пересадке ткани. Профессор Оглоблин обещал месяцев через 6 поставить лётчика на ноги. Заехал к лётчику начальник штаба полка, передал привет от друзей. Дронов взмолился.

- Заберите меня в полк, я там скорее поправлюсь.

Дронов уехал с начштабом в родной полк. Вскоре вновь начал воевать. Уже и забывать стал о госпитале, а тут вдруг объявляют: трудящиеся Фрунзенского района города Саратова приобрели на свои личные сбережения 30 "Яков" и приехали вручать их лучшим авиаторам. Лётчики по одному выходили из строя и докладывали гостям. Подошла очередь Владимира:

- Лейтенант Дронов !

- Дронов ? - переспрашивает руководитель делегации трудящихся Саратова. - Каков совпадение. У нас из госпиталя самовольно уехал лётчик с такой же фамилией.

- А это он и есть, - смеётся командир полка.

- Значит, на фронт уехал ? Так ведь нельзя вам летать !

- Как это нельзя, если он после госпиталя ещё 2 фашистских самолёта сбил ! - говорит комиссар.

Гости увезли в Саратов профессору Оглоблину письмо от Дронова: "Извините, дорогой профессор, что уехал. Спасибо вам. Я воюю, рама заживает..."

Летом 1944 года командир звена Владимир Дронов воевал на Як-9, участвуя в освобождении Прибалтийских республик. Много успешных боевых вылетов совершил он тогда. Вот один из них.

Дронов со своим ведомым находился в засаде - вблизи линии фронта, когда сообщили о появлении на большой высоте немецкого бомбардировщика. "Яки" Дронова и его напарника не имели кислородного оборудования, и уже на высоте 6000 метров ведомый свалился на крыло и разом потерял до 1000 метров высоты. Но нашёл в себе силы снова набрать высоту. Высотомер показывал уже 7200. Дышать трудно. Но "Яки" парой уничтожили этот фашистский самолёт.

Истребитель Як-9. На такой машине Капитан В. А. Дронов закончил войну.

Дронова любили в полку за верность воинскому долгу, за то, что воевал храбро и честно. Опытные лётчики, дравшиеся с 1941 года, видели в нём равного им воздушного бойца. Молодые тянулись к нему, как к старшему товарищу, у которого можно поучиться мастерству атаки, сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков, искусству разведки над линией фронта. Владимир Алексеевич охотно вводил в строй вчерашних курсантов, брал их ведомыми и учил в бою. Инструкторская жилка, замеченная ещё в Осоавиахимовском аэроклубе, несомненно помогала Дронову и как командиру звена, наставнику молодых лётчиков - истребителей.

Воевал Дронов до последних мгновений войны. В Апреле 1945 года он в воздушном бою сбил FW-189, прозванный нашими лётчиками "рамой". За неделю до окончания войны над Литвой уничтожил FW-190, а в последний день войны вместе с лётчиками Краснознамённой Балтики штурмовал фашистские войска в районе Либавы...

Осенью 1945 года Капитан В. А. Дронов уходил в запас с 4-мя боевыми наградами - двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и орденом Красной Звезды. Встал вопрос, волновавший многих фронтовиков, снявших военную форму: где жить, где работать. Сёстры звали в Ташкент, и Владимир поехал туда.

Снова аэроклуб. Командир первого учебного отряда. Работал здесь до 1950 года. А потом санитарная авиация. Далее... воздушные дороги Ташкент - Москва - Сочи - Ташкент.

Техника в Аэрофлоте быстро обновлялась: Ил-12, Ил-14, Ил-18. На всех этих типах машин в числе первых вылетел ветеран войны Дронов. Был он и внештатным инструктором, вводил в строй молодых командиров кораблей.

21 год провёл за штурвалом самолёта Ил-18 Владимир Алексеевич Дронов.

В 1966 году Дронов был награждён орденом Ленина, вместо подробностей тех дней - одно напоминание: весной 1966 года Ташкент был на устах всей страны. В условиях землетрясения гражданские лётчики, и среди них Владимир Алексеевич, трудились, не зная отдыха. Дронов доставлял жилые палатки, медикаменты, продовольствие, вывозил детей в пионерские лагери, расположенные в других союзных республиках, а затем, к началу учебного года, привозил их обратно в Ташкент.

Фронтовик, один из лучших лётчиков Аэрофлота, стал государственным деятелем - Депутатом Верховного Совета Узбекистана. Часто Дронов беседует с молодежью, бывает в авиаспортклубах ДОСААФ.

О Владимире Алексеевиче с уважением говорят товарищи. Это признание не только его воинской доблести, но и замечательной работы в Аэрофлоте. Мне назвали в Узбекском управлении такую цифру: свыше 18 000 часов. Столько провёл в воздухе командир корабля Дронов. Получается, что он 2 года находился над землёй, 2 года нескончаемого рейса без аварий и происшествий, точно по графику.

И когда бортпроводница в Москве или Ташкенте объявляет: "Товарищи пассажиры, командир нашего корабля - Владимир Алексеевич Дронов", - это значит - всё в порядке, воздушное путешествие будет спокойным и приятным. Да, и приятным, потому что экипаж заботится не только о безопасности, но и о максимальном комфорте пассажиров. В Москву я возвращался о тот день, когда в Кремлёвском дворце съездов торжественно отмечалось 50-летие Гражданской авиации. В числе гостей в столице был и Владимир Алексеевич. Вместе с тысячами других участников торжественного заседания он аплодировал сообщению о том, что Аэрофлот награждён орденом Октябрьской революции.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный объявил:

- ...За выдающиеся достижения 20 работникам Гражданского Воздушного Флота присвоено звание Героя Социалистического Труда...

В числе этих 20 избранных - Владимир Алексеевич Дронов.

...Четырёхмоторный Ил-18 идёт из столицы курсом на Ташкент. За штурвалом Герой войны и труда, воспитанник ДОСААФ, коммунист Владимир Алексеевич Дронов. Eго работа в Аэрофлоте - продолжение подвига, начинавшегося в годы Великой Отечественной войны.

Спецкор журнала "Крылья Родины" М. Львов. 1975 год.

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Документы на сайте «Подвиг народа»

Публикации в сети Интернет