Богданчук Евгений Михайлович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16045
Орден Ленина № 422512
Богданчук Евгений Михайлович — машинист экскаватора Лукомльского участка управления механизации «Белэнергостроймеханизация» треста «Белэнергострой» Министерства энергетики и электрификации СССР, Чашникский район Витебской области Белорусской ССР.
Родился 1 мая 1927 года в деревне Чемеры Слонимского повета Новогрудского воеводства Польской Республики (Второй Речи Посполитой), ныне Слонимского района Гродненской области Белоруссии. Из крестьянской семьи. Белорус. Член КПСС с 1964 года.
Участник подпольно-партизанского движения на территории Западной Белоруссии в годы Великой Отечественной войны в 1941—1944 годах. С июля 1943 года боец партизанского отряда имени М.И. Калинина (командир С. И. Степанов), который действовал в Барановичской (Слонимский район), Брестской (Ружанский район) и Белостокской областях Белорусской ССР (Волковысский и Свислочский районы). Партизаны отряда проводили диверсионные операции на железной дороге и шоссейных дорогах, подорвали несколько эшелонов с паровозами, 6 мостов, 20 автомашин, совершили диверсию на Волковысском цементном заводе, уничтожили до 300 немецких оккупантов и их пособников. Со временем юный Евгений стал бойцом диверсионной группы, четыре раза участвовал в операциях на железной дороге. В июле 1944 года отряд (170 партизан) соединился с регулярными частями Красной Армии.
Во время войны юноша потерял отца и сестру. Отца Михаила Марковича как члена партизанской семьи вместе с другими колхозниками, чьи родственники сражались с врагом, отправили в лагерь смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим), откуда он не вернулся. Только мать Мария Семёновна чудом осталась жива. Её, избитую до полусмерти в собственном доме, выходили уцелевшие односельчане. Евгений Михайлович хотел пойти добровольцем на фронт, но его отправили в один из истребительных батальонов, которые несли охрану тыловых коммуникаций наступающих войск и участвовали в зачистке освобождённой территории от разрозненных групп вермахта, промышлявших разбоем и грабежом, нападавших на мирное население и отдельных бойцов Красной Армии. Бывшие партизаны принимали активное участие в борьбе с диверсантами и шпионами, забрасываемых противником в советский тыл. По мере продвижения советских войск на запад истребительные батальоны были перенацелены на содействие правоохранительным органам в ликвидации антисоветских формирований* в Западной Белоруссии. После расформирования батальона устроился работать машинистом-печатником слонимской районной газеты «Вольная праца».
В 1947 году был призван на срочную службу в ряды Советской Армии. В армии приобрёл специальность тракториста. Уволившись в запас, с 1951 года работал на Слонимской картонной фабрике «Альбертин» (ныне ОАО «Слонимский картонно-бумажный завод “Альбертин”»). Вскоре перешёл на работу в мостопоезд № 811, который вёл строительство мостов в Брестской области. Сначала трудился помощником машиниста экскаватора, а через год сдал экзамен на машиниста экскаватора и продолжил работать по этой специальности. Участвовал в сооружении мостов через реки Мухавец, Лесная, Припять и Западный Буг. В 1960 году по приглашению товарища переехал на строительство Берёзовской ГРЭС в Берёзовский район Брестской области. Участвовал в отрытии котлована под главный корпус станции, каналов для подвода и отвода воды. В 1965 году был переведён на строительство Лукомльской ГРЭС в Чашникский район Витебской области. С 1969 года трудился машинистом экскаватора Лукомльского, затем Новолукомльского участков управления механизации треста «Белэнергострой».
На строительстве Лукомльской ГРЭС зарекомендовал себя как новатор производства и высококвалифицированный специалист. Ежегодно перевыполнял плановые задания и личные обязательства по социалистическому соревнованию. В 1971 году выступил в коллективе с инициативой развернуть соревнование за досрочное выполнение заданий девятой пятилетки за четыре года и лично выполнил две годовые нормы в тот же год. Используя всё мастерство, Е. М. Богданчук и его напарник Е. Я. Ласкин добились намеченного уже к июлю 1974 года, а до конца пятилетки осилили ещё три годовые нормы. Их экипаж по праву стал первым на сооружении четырёх энергоблоков первой очереди ГРЭС, а затем ударно трудился на строительстве второй очереди станции, при этом участвовал в возведении других предприятий молодого города энергетиков Новолукомля (с 31.12.1965 городской посёлок, с 31.07.1970 город районного подчинения), а также объектов гражданского строительства.
Евгений Михайлович очень бережно относился к технике. Закреплённый за ним экскаватор восемь лет проработал без капитального ремонта. За это время было сэкономлено 35 670 килограммов дизельного топлива и запасных частей на сумму 3152 рубля. Как старший товарищ, имеющий большой опыт работы со сложной техникой, оказывал большую помощь молодым экскаваторщикам в овладении ею, принимал активное участие в общественной жизни коллектива. Пользовался высоким авторитетом у товарищей по работе и у руководства организации.
Указом Президиума Верховного Совета от 10 января 1975 года за выдающиеся успехи, достигнутые на строительстве Лукомльской ГРЭС имени 50-летия СССР, Богданчуку Евгению Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Последние годы трудился слесарем ремонтно-механических мастерских Новолукомльского участка управления механизации. Зарекомендовал себя как лучший слесарь участка, которому поручались самые сложные ремонтные работы. В 1980 году вышел на заслуженный отдых. Проживал в городе Новолукомль Чашникского района Витебской области.
Избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР (1975—1980), членом Чашникского райкома Компартии Белоруссии, партийной организации управления и партбюро участка.
Умер 29 сентября 2005 года.
Награждён орденами Ленина (10.01.1975), Октябрьской Революции (20.04.1971), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), медалями, а также Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Белорусской ССР (16.03.1965, за успехи, достигнутые при строительстве и вводе в действие энергетических мощностей на Берёзовской ГРЭС).
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Из очерка С. Буткевича «Коммунист» (в переводе на русский язык):
…Родился он на Гродненщине, под Слонимом, в деревне Чемеры. Семья была немаленькая — пятеро детей да двое взрослых. Богданчукам, как и многим другим белорусам в буржуазной Польше, жилось тяжело. Земля была — одни корчи, прокормиться с неё не могли. Часто брал отец топор и отправлялся в город на заработки — колоть дрова. И дети трудились с малолетства, но школу не покидали. Не хотел Михаил Богданчук, чтобы его потомки выросли неграмотными.
Память пожилого человека хочет отыскать в детстве радостные моменты. Но их было немного.
— Сколько я себя помню, до установления Советской власти нашей семье всегда не хватало хлеба. И вот в 1939 году организовали колхоз. Отец записался в него первым. Совсем иная жизнь пошла…
В воскресенье, 22 июня 1941 года, Евгений решил съездить на велосипеде в Слоним. Он перешёл в восьмой класс, и надо было загодя купить учебники. Не успел добраться до города, как услышал гул моторов. Оглянулся — низко над землёй неслись девять самолётов с чёрными крестами на крыльях. Евгений бросился домой. В центре деревни уже собрались мужчины, все повторяли слово «война». Назавтра в Чемеры пришли немцы.
— С первых дней оккупации мы, подростки, только и дожидались момента, чтоб навредить гитлеровцам, собирали оружие, патроны, тол, мины. Потом наладили связь с партизанами, переправляли в лес свой «арсенал». В сорок втором мне было пятнадцать лет, и я просился в отряд, где уже воевали многие наши хлопцы. Но не взяли. Сказали: «Вы, малые, нам здесь, в деревне, более нужны. Собирайте оружие, как собирали».
Через год он всё же попал в отряд. Сбежал с немецкой трудовой биржи и три дня блуждал по лесу. В конце концов встретился с группой бойцов. Разговор был коротким: иди назад, в Чемеры, и возвращайся с винтовкой, будем ждать. Идти домой было небезопасно, но он понимал, что без оружия в лесу делать нечего. Так Богданчук в шестнадцать лет стал бойцом отряда Степанова, принял партизанскую присягу, вместе с диверсионной группой ходил на задания.
А в Чемерах тем временем началась облава на партизанские семьи. Мать Евгения избили прикладами так, что подумали — до смерти. Только это и спасло её. Отца вместе с другими колхозниками, сыновья которых сражались с врагом, отправили в Освенцим. Изо всех, кто попал в этот лагерь смерти, в Чемеры вернулась только одна женщина…
После освобождения Гродненщины Евгений Богданчук не сразу снял с плеча винтовку. Помогал чекистам сражаться с бандами полицаев и националистов, участвовал в рискованных операциях. В 1947 году был призван в армию. Там получил специальность тракториста, которая пригодилась ему после службы. Братья были маленькие, матери одной было тяжело, и Евгений подался в город.
— Сразу после армии, в пятьдесят первом году, я работал помощником машиниста экскаватора, через год сдал экзамен на машиниста. Наш мостопоезд № 811 выполнял работы по всей Беларуси. Мне довелось строить мосты в Брестской области — через Мухавец, Припять, Лесную. Самый большой мост, насыпь для которого я делал, — через Буг, на границе с Польшей. Там, можно сказать, я и познал профессию экскаваторщика.
В 1960 году Евгений Михайлович получил письмо из Белоозёрска. Товарищ приглашал на строительство Берёзовской ГРЭС. И Богданчук направился туда.
— Там я отработал почти пять лет. Копал котлованы под главный корпус станции, каналы для подвода и отводы воды. В Белоозёрске было пущено шесть блоков по 150 тысяч киловатт. А затем предложили мне переехать в Витебскую область, где начиналось строительство ещё более мощной станции. В Белоозёрске у меня уже семья была, два сына, квартира. И всё же решился… Когда приехал сюда, в деревне Пырковщина у колодца стоял фанерный щит с надписью: «Здесь будет строиться Лукомльская ГРЭС». И всё. А там, где сейчас город, начинали закладывать фундамент первого жилого дома. Кстати, в этом доме мне потом квартиру дали, и теперь в ней живу.
А сначала первые строители жили в деревне, немного позднее — в «гостинице» — вагончике, рассчитанном на шесть человек. На своём бульдозере Богданчук работал рядом с крестьянскими хатами. Орудовал ковшом у самых углов. А машина его весила 40 тонн, и ковш имел объём 1,2 кубометра.
Видели ли вы когда-нибудь работу учёных с манипуляторами? Человек надевает на пальцы рук специальные «перстеньки» и совершает осторожные движения, которые повторяются механическими «руками» в помещении за толстым стеклом, куда человеку войти нелегко. Так делают, когда необходимо, например, провести какой-нибудь эксперимент с небезопасными веществами. Манипуляторы — очень чуткие и сложные приспособления. А теперь представьте себе машиниста экскаватора, который, «манипулируя» тяжёлыми рычагами, снимает наружной лопатой ковша поверхность грунта с точностью по горизонтали до двух сантиметров! Учитывая громоздкость этого инструмента, мы смело можем назвать работу машиниста тонкой. Хотя Евгений Михайлович Богданчук считает, что до пределов возможностей в его профессии далеко.
— Каждую машину надо изучить, и тогда её можно заставить работать и быстрее, и больше, и точнее. Скажем, кузов КрАЗа по нормативам надо загрузить до шести минут. А мы с Ласкиным (это мой напарник) справляемся за две минуты. Стрела ещё не успела стать над кузовом, а ты уже выгружаешь ковш и даёшь ход назад. Что такое цикл? Вот го слагаемые: поворот, набор грунта, подъём, снова поворот и выгрузка. Так вот, можно за минуту сделать один такой цикл. А можно и три. Сэкономишь и время, и топливо.
На строительстве Лукомльской ГРЭС Богданчуку работалось нелегко. Особенно, когда отрывал котлованы под первую береговую насосную и головной корпус.
— Там, на берегу озера, были плывуны. Сверху глина, а ниже — жижа. Заметил, что земля начинает сползать, быстрей давай задний ход, а то вместе с экскаватором свалишься в котлован. Намучились вволю, пока справились с топью.
Не надо только думать, что Евгений Михайлович жалуется. Нет, он никогда пугался трудностей, и такая вот сложная работа даже нравится ему.
— И в городе было не лучше. Ну и почва! Камень, а не глина. Три раза кубовым ковшом долбанёшь — и только полковша набрал. Особенно приходилось «попотеть» зимою. Цепляем к тросу клин-бабу и бросаем оземь. И всё равно тяжело поддаётся. А были же такие зимы, что глина промерзала на полтора метра.
Богданчук приехал на Витебщину уже взрослым человеком, опытным машинистом. И всё же десять лет труда на строительстве Лукомльской ГРЭС стали для него самым важным этапом в жизни. Начав строительство с нуля, преодолев все препятствия и трудности, он достиг здесь настоящих высот…
Биографию подготовил:
Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Знаменосцы трудовой славы. Минск, 1984.
Памяць: гіст.-дакум. хроніка Слонимскага раёна. – Мн.: БЕЛТА, 2004.
Публикации в местных СМИ