Герой Советского Союза
Армия: Понтонные части
Кречетов Василий Степанович

Кречетов Василий Степанович

01.01.1916 - 29.02.2012

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 5559

Орден Ленина № 40503

Кречетов Василий Степанович – моторист катера 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона (65-я армия, 2-й Белорусский фронт), старшина.

Родился 1 января 1916 года в деревне Марчиха (ныне не существует) на территории нынешнего Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов в городе Алма-Ата (ныне Республика Казахстан). Работал шофёром на базе «Заготзерно». Призван в армию в августе 1940 года Кагановичским райвоенкоматом Алма-Аты. Служил рядовым в 9-м отдельном моторизованном понтонно-мостовом батальоне в Туркмении.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июля 1941 года. Воевал на Западном, Резервном, снова Западном, 2-м Белорусском фронтах. Был ранен.

Особо отличился во время Берлинской наступательной операции.

При форсировании реки Вест Одер южнее города Штеттин (ныне Щецин, Польша), буксируя на катере 60-тонный паром, в течение 5 дней под огнем противника переправил сотни орудий, танков и другую технику. В одном из рейсов катер получил пробоину и стал тонуть. Под огнем заделал пробоину, откачал воду и продолжал переправу войск и техники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Кречетову Василию Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Вооруженных Силах до февраля 1946 года. Заболел туберкулезом легких, лечился в госпитале, по состоянию здоровья уволен в запас. В июле 1946 года вернулся в Алма-Ату. Член ВКПХб)/КПСС с 1946 года. В 1949 году окончил партийную школу при ЦК КП Казахстана. Был на партийной, советской и хозяйственной работе. С 1955 года участвовал в освоении целины, работал директором машинно-тракторной станции в Рузаевском районе Кокчетавской области. В 1957 году окончил Алмаатинский политехникум по специальности «Экономика и планирование».

Скончался в Алма-Ате 29 февраля 2012 года.

Награжден орденами Ленина (29.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (23.04.1945), медалями, в том числе «За отвагу» (15.07.1944), «За боевые заслуги» (28.03.1945), «За оборону Москвы».

Соч.: От Истры до Одера. Алма-Ата, 1979.


9-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон прибыл в июле 1941 года на Западный фронт и был включен в состав 28-й армии. С июля принимал участие в боевых действиях на реке Десна в районе города Ельня Смоленской области. Саперы строили укрепления, оборудовали оборонительные рубежи по рекам Десна и Снопот, в районе Рославля, производили взрывные работы на железнодорожной линии Брянск – Рославль.
Части 28-й армии, ведя упорные бои, отступали под напором превосходящих сил противника к Спас-Деменску Калужской области. Батальон при этом выполнял роль боевого заслона и прикрытия. Саперы батальона минировали дороги на танкоопасных направлениях, строили укрепления в районе Спас-Деменска.
С августа по октябрь 1943 года 9-й отдельный понтонный батальон находился в составе 43-й армии Резервного фронта. Вместе с армией с боями отходил на северо-запад, вплоть до рубежа на реке Нара северо-западнее города Серпухов Московской области, где в 20-х числах октября 1941 года наступление противника было остановлено.
В составе Западного фронта батальон в составе 43-й армии, а затем во фронтовом подчинении участвовал в контрнаступлении советских войск под Москвой – Клинско-Солнечногорской (6 – 20 декабря 1941 года) и Нарофоминско-Боровской (16 декабря 1941 – 2 января 1942 года) наступательных операциях. В этих боях батальон обеспечивал инженерное сопровождение наступающих частей, находясь в полосе 9-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора А.П.Белобородова 16-й армии генерал-лейтенанта К.К. Рокоссовского.
После освобождения 11 декабря 1941 года города Истра генерал Рокоссовский поставил боевую задачу: в течении ночи обеспечить переправу войск через реку Истра на плацдарм, где закрепились отдельные подразделения 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Боевой приказ был выполнен.
После контрнаступления под Москвой батальон был выведен из боев в резерв для приведения в порядок понтонного парка, пополнения и обучения личного состава. Дислоцировался в городе Раменское, затем в Калуге.
С апреля 1942 года батальон – вновь в составе действующей армии на Западном фронте. Обеспечивал переправу частей 31-й армии через реку Угра в районе Зайцевой Горы, строил низководный мост через Оку в районе деревни Рядово (Перемышльский район Калужской области, юго-западнее Калуги).
Во второй половине 1942 года батальон участвовал в 1-й Ржевско-Сычевской наступательной операции (30 июля – 23 августа 1942 года) с целью освобождения городов Ржев и Зубцов Калининской (ныне Тверской) области, выхода на рубеж реки Волга и закрепления там; затем 2-й Ржевско-Сычевской наступательной операции (25 ноября – 20 декабря 1942 года) с целью разгрома германской 9-й армии, оборонявшейся на Ржевско-Вяземском выступе. Саперы батальона наводили штурмовые мосты через реку Вазуза в районе села Погорелое Городище Калининской области, понтонные переправы через Волгу
После завершения операции батальон возвратился на территорию Калужской области. Сооружал гати и дороги в районе деревень Дубровка и Красный Клин (Козельский район Калужской области).
В феврале – марте 1943 года батальон проводил ремонтно-восстановительные работы на Варшавском шоссе в Мосальском районе Калужской области, наводил мост через реку Ресса западнее города Юхнов, обеспечивал переправу частей 49-й армии через реку Воронья.
Летом – осенью 1943 года 9-й отдельный понтонно-мостовой батальон в составе 21-й армии участвовал в Смоленской стратегической наступательной операции – Спас-Деменской (7 – 20 августа 1943 года), Ельнинско-Дорогобужской (28 августа – 6 сентября 1943 года) и Смоленско-Рославльской (15 сентября – 2 октября 1943 года) наступательных операциях.
В ходе Ельнинско--Дорогобужской операции в конце августа 1943 года батальон должен был в срочном порядке обеспечить продвижение частей 21-й армии, наступающей на Ельню. Прорывая оборону противника западнее Ельни, 2-й гвардейский танковый корпус полковника А.С.Бурдейного в составе 21-й армии вел наступление в направлении Ельня-Ленино-Орша. Саперный батальон, обеспечивая продвижение корпуса, восстанавливал разбитые мосты, строил гати в заболоченных местах, вел разминирование. В боях под Ельней В.С.Кречетов был ранен, лечился в полевом медпункте.
С 12 октября по 2 декабря 1943 года 9-й отдельный моторизовавнный понтонно-мостовой батальон участвовал в Оршанской наступательной операции, где войска фронта пытались прорваться к городу Орша (Белоруссия). В ходе операции в конце октября батальон вышел к Днепру у станции Красное Смоленской области на границе с Витебской областью Белоруссии. Батальон наводил переправы и строил мосты через Днепр у станции Красное, через реку Россасна (Дубровенский район Витебской области), минировал тыловые рубежи в полосе деревень Железково-Лапыревщина-Баево Дубровенского района.
В дальнейшем батальон участвовал в 1-й (23 декабря 1943 – 6 января 1944 года) и 2-й (3 февраля – 13 марта 1944 года) Витебских наступательных операциях — попытках командования Западного фронта прорваться к Витебску и освободить его.
С 24 апреля 1944 года до конца войны 9-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон воевал на вновь образованном 2-м Белорусском фронте.
К этому времени старшина В.С.Кречетов служил в мостовой роте батальона.
Участвовал в составе 49-й армии в Белорусской стратегической операции «Багратион» (23 июня – 27 июля 1944 года) – Могилёвской, Минской и Белостокской наступательных операциях. Строил мосты и переправы для форсирования рек Проня, Бася, Днепр, Березина, Свислочь и других, участвовал в освобождении города Могилев.
За отличие в Могилевской операции получил свою первую боевую награду.

Из наградного листа:

Старшина мостовой роты 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона В.С.Кречетов при форсировании реки Днепр в июне 1944 года, несмотря на длительный 60-километровый марш, все время следовал за отступающим противником в зоне его артиллерийского и минометного огня, во-время обеспечивал горячим питанием водительский состав роты. Когда по прибытии колонны на исходный рубеж оказалось, что один водитель заболел и не может доставить имущество парка Н2П, сам сел за руль и несмотря на сильный артиллерийско-минометный огонь противника с противоположного берега Днепра, доставил и разгрузил его. Пулеметным обстрелом были выведены из строя два баллона его машины. Тов. Кречетов под огнем сменил баллоны и вывел машину в укрытие.
Достоин награждения орденом Красной Звезды.
Командир 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона гвардии майор Смышляев


Награжден медалью «За отвагу».

В ходе Белостокской операции 49-я армия вышла на польскую территорию и продолжала наступление на запад, к реке Нарев. В августе 1944 года 49-я армия вышла к реке Нарев в районе города Тыкоцин (ныне Подляское воеводство, Белостокский повят).
9-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон работал в Тыкоцине на восстановлении разрушенного моста через Нарев. В ноябре 1944 года батальон был переброшен на Сероцкий плацдарм реки Нарев в местечко Людвиново (Мазовецкое воеводство, Повят-Легионовский, рядом с Сероцком).
В 1945 году 9-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон участвовал в составе 70-й армии 2-го Белорусского фронта в Млавско-Эльбингской наступательной операции (14 – 26 января 1945 года) – составной части Восточно-Прусской стратегической операции.

В начале операции 70-я армия вела бои за овладение городом Модлин (ныне Новы-Модлин, северо-западнее Варшавы), в месте впадения реки Нарев в Вислу. 17 января 1945 года батальон обеспечивал переправу танковых войск через реку Вкра (левый приток Вислы). Войска 70-й армии в ходе трехдневных боев прорвали тактическую зону обороны противника, разгромили его ближайшие резервы и 18 января овладели городом и крепостью Модлин.
После взятия Модлина 70-я армия двинулась на северо-запад по маршруту Модлин, Плоцк, Торн (Торунь). В ходе дальнейшего наступления к 25 января 1945 года армия вышла к городу-крепости Торн и блокировала его, а затем овладела городом. Одновременно ее соединения вышли к Висле в районе северо-восточнее Бромберга (Быдгощ), форсировали реку и захватили плацдарм.
9-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон при форсировании Вислы строил деревянный мост в районе местечка Юнгензанд. Ныне оно не существует, на этом месте находится населенный пункт Вонски-Пяский (повят Свецкий, Куявско-Поморское воеводство, на западном берегу Вислы, рядом с городом Грауденц (Грудзендз).
В последующем до 10 февраля 1945 года 70-я армия вела бои по уничтожению Торнской группировки противника.

В феврале - марте 1945 года 9-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон в составе 2-й ударной армии участвовал в Восточно-Померанской наступательной операции, в ходе которой армия вела бои на Висле в районе южнее города Эльблонг, штурмовала город и крепость Грауденц, затем наступала в направлении Данцига (Гданьск). Батальон обеспечивал переправу частей армии через Вислу у города Мариенвердер (ныне Квидзын, Поморское воеводство) и в нескольких километрах севернее, у поселка Курцебрак.
За отличие в этой операции В.С.Кречетов был награжден дважды.

Из наградного листа:

Командир отделения, шофер 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона старшина Кречетов, находясь на выполнении боевого задания по форсированию реки Висла в районе Мариенвердер в феврале 1945 года, своевременно доставлял имущество понтонного парка к берегу, обеспечивая успешное наведение переправы. В условиях весенней распутицы умело вел специальную машину и руководил своим отделением. Автомашины в его отделении находятся в отличном состоянии, постоянно готовы к выезду.
Для перевозки парка недоставало специальных машин. Кречетов со своим отделением 5 раз перегружал автомашины и доставлял в течение 2 суток беспрерывной работы парк к берегу. Личным примером увлекал бойцов своего отделения на досрочное выполнение задания.
Достоин награждения орденом Красной Звезды.

Командир 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона майор Сакс

Награжден медалью «За боевые заслуги».

Из наградного листа:

Командир отделения, шофер 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона старшина Кречетов при форсировании реки Висла в марте 1945 года в районе Курцебрак показал себя смелым и бесстрашным воином. Будучи водителем катера БМК, своим катером перевозил тяжелый паром, груженый танками, пушками, боеприпасами. При задании на рейс 30 минут в трудных условиях весеннего ледохода рейс делал за 20 – 24 минут, обеспечив успешную переброску грузов. Когда лед пошел по всему руслу реки, а войскам требовались боеприпасы, прицепил к катеру понтон и на нем стал перевозить ящики со снарядами. Рискуя жизнью, умело вел катер между льдинами, обеспечив своевременную доставку боеприпасов.
Достоин награждения орденом Отечественной войны 2-й степени.
Командир 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона майор Сакс

Награжден орденом Красной Звезды.

В конце войны В.С.Кречетов в составе 65-й армии участвовал в Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 года), в ходе которой армия форсировала реки Ост-Одер и Вест-Одер южнее Штеттина (Щецин) и, развивая наступление в направлении Фридланд, Деммин, вышла на побережье Балтийского моря севернее города Росток.
За отличие при форсировании Одера В.С.Кречетов был представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа:

Тов. Кречетов, находясь на выполнении особо важного боевого задания по форсированию реки Западный Одер в районе 10 км южнее города Штеттин в апреле 1945 года, показал образцы самоотверженной, героической работы и заслужил себе славу героя.
Работая на катере БМК катеристом, тов. Кречетов перевозил на тяжелом 60-тонном пароме танки, пушки, боеприпасы, обеспечивая тем самым успех наступления. Под градом пуль и разрывов сотен вражеских снарядов товарищ Кречетов первым сел за руль и повел катер. Ни разрывы вражеских снарядов вокруг катера, ни прямые попадания снарядов в паром не могли помешать отважному водителю-катеристу.
Так в течение пяти дней товарищ Кречетов перевез сотни орудий, танков, машин.
Когда пробило катер и он стал тонуть, тов. Кречетов сорвал свою гимнастерку и заткнул пробоины и причалил к берегу. В это время противник открыл ураганный огонь по катеру. Но товарищ Кречетов не ушел от катера, а стал откачивать воду и восстанавливать его. После самоотверженного героического труда катер был восстановлен, и снова товарищ Кречетов продолжал работать на нем.
Его подвиг вдохновил других бойцов на быстрейшее выполнение боевого задания.
Достоин высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза.
Командир 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона майор Сакс
24 апреля 1945 года

При составлении биографии использованы материалы, предоставленные работниками Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К.Крупской – директором Л.П.Сковородко, заведующей отделом краеведения А.А.Утевалиевой, ведущим библиотекарем отдела краеведения Е.Ф.Кузнецовой, которым составитель от имени сайта приносит благодарность. Особая благодарность – Е.Ф.Кузнецовой, выполнившей и предоставившей реферат книги В.С.Кречетова «От Истры до Одера», положенный в основу описания боевого пути Героя.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Кречетов В.С. От Вислы до Одера. - Алма-Ата, 1979.