Герой Социалистического Труда
Транспорт: Авто, дорожники
Музыка Яков Кириллович

Музыка Яков Кириллович

04.11.1919 - 16.01.1996

Герой Социалистического Труда

Даты указов

09.09.1961

Медаль № 9909

Орден Ленина № 342319

Музыка Яков Кириллович — шофёр 4-й автоколонны Сталинградгидростроя Министерства строительства электростанций СССР, Сталинградская область.

Родился 4 ноября 1919 года на территории современной Киевской области Украины. Украинец. После окончания учёбы в школе работал трактористом.

В 1939 году призван в Красную Армию и направлен на курсы шофёров. Через несколько месяцев стал перевозить курсантов в одном из ленинградских военных училищ. С началом войны училище было эвакуировано в город Магнитогорск (Челябинская область). Всю войну проработал в тылу.

После окончания войны трудился водителем грузовика ГАЗ-АА (полуторки) в зооветеринарном техникуме станицы Нижний Чир Сталинградской (с 1961 года — Волгоградской) области.

В 1950 году под Сталинградом началось строительство комплекса Сталинградской гидроэлектростанции (ныне Волжской ГЭС). Яков Кириллович переехал сюда вместе с семьёй в разгар работ, когда шла борьба за досрочный пуск канала. Пять тысяч автомобилей непрерывно сновали от шлюзов к карьерам и от цементных заводов — к шлюзам. Ездить приходилось обычно на близкие расстояния: так, в одну из смен ему довелось выполнить 109 рейсов.

Работать приходилось в исключительно трудных условиях, в степи, где летом — зной и песчаные бури, а зимой — вьюга и снежные заносы. Здесь проявились такие его качества, как дисциплинированность, упорство, аккуратность во всём, любовь к технике. Несмотря на усталость после трудового дня, он всегда оставался в гараже, чистил свой ЗиЛ-585, готовил его к завтрашнему дню. Не было ни одного случая, чтобы его машина не вышла в рейс из-за какой-нибудь неисправности. Если грузовик ставили на техосмотр, он трудился вместе с ремонтниками, проверяя каждый узел. За свой самоотверженный труд был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

После того как завершилась стройка южнее Сталинграда, развернулось новое строительство, севернее города-героя. В мае 1953 года Я. К. Музыка переехал в посёлок Волжский (с 1954 года — город), где поселился в одной из юрт, поставленных для семейных работников. 5 сентября 1954 года в составе сборной бригады он возил на строительстве Сталинградской ГЭС первый бетон.

В 4-ю автоколонну, где он работал, была прислана партия новых автомобилей ЗиЛ-585, один из которых он и получил. По нормам того времени, автомобилю полагался капитальный ремонт через 105 тысяч километров пробега. Но он посчитал, что машина может служить гораздо дольше и в конце концов взял обязательство пройти на своём самосвале без капремонта 250 тысяч километров. Несмотря на скептическое отношение со стороны ряда коллег и руководителей, считавших возможным такой пробег только на асфальтовых дорогах, Яков Кириллович стал на деле доказывать свою правоту. Он по-прежнему тщательно ухаживал за своей машиной и, как и прежде, не знал аварий. В июне 1955 года спидометр его самосвала показывал уже 185 тысяч километров, а нужды в ремонте машины всё ещё не чувствовалось. На Сталинградгидрострое вышел плакат «Опыт работы шофёра Музыки Я. К.», подробно рассказывавший, какие приёмы использует передовой водитель. Особо подчёркивалось, что независимо от состояния погоды — в снег, дождь, пургу, метель — шофёр строго выполняет весь комплекс работ, предусмотренный ежедневным уходом за машиной.

Вскоре у него появились ученики и последователи. В автоколонне была создана комиссия общественного смотра автомобилей. Вместе с другими опытными водителями Яков Кириллович дважды в месяц оставался после работы в гараже и придирчиво осматривал каждую машину, строго указывая шофёрам даже на мелкие неполадки. С каждым месяцем всё больше автомобилей получали отличные оценки. Некоторые водители прошли без капитального ремонта более 250 и даже более 310 тысяч километров. Сам же Музыка намного перевыполнил своё обязательство: капитальный ремонт был сделан его самосвалу, когда спидометр показывал уже 477 тысяч километров пробега! Таким образом он сберёг для государства целый автомобиль, сэкономил тысячи рублей на ремонтах и авторезине.

31 октября 1958 года его автомобиль участвовал в перекрытии Волги плотиной. Через два месяца был пущен первый гидроагрегат, а 10 сентября 1961 года Сталинградская ГЭС, до настоящего времени являющаяся крупнейшей в Европе, была принята правительственной комиссией в эксплуатацию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1961 года за выдающиеся успехи, достигнутые в сооружении Сталинградской гидроэлектростанции, большой вклад, внесённый в разработку и внедрение новых технических решений и прогрессивных методов труда в строительстве гидросооружений, линий электропередачи и монтаже оборудования, Музыке Якову Кирилловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Проживал в городе Волжский Волгоградской области. Умер 16 января 1996 года.

Награждён орденами Ленина (09.09.1961), Трудового Красного Знамени (19.09.1952), медалями.


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

"За рулем", 1961, №12, с.4—5