Бекирбаев Керим Бекирович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 19930
Орден Ленина № 459098
Бекирбаев Керим Бекирович – главный конструктор Московского машиностроительного завода
«Скорость» Министерства авиационной промышленности СССР, город Москва.
Родился 13 октября 1928 года в городе Днепропетровск Украинской ССР (ныне – Украина). Отец – крымский татарин, мать – русская, себе К. Б. Бекирбаев выбрал национальность – русский. Из семьи служащих (отец – горный инженер, мать – преподаватель).
В 1931 году семья переехала в город Таганрог Ростовской области. Учился в школе в Таганроге. В 1941–1943 годах пережил немецкую оккупацию. С 1943 года учился в Таганрогском авиационном техникуме и в вечерней школе рабочей молодёжи (окончил в 1946 году).
Окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе в 1952 году, курсы повышения квалификации ведущих инженеров по лётным испытаниям при Академии авиационной промышленности в 1953 году. С 1952 года
непрерывно на протяжении 37 лет работал в ОКБ № 115 (с 1966 года – Московские машиностроительный завод «Скорость», ныне – ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева»): инженер-аэродинамик, с 1953 года – ведущий инженер по лётным испытаниям, с 1958 – начальник бригады отдела лётных испытаний, с 1960 – начальник отдела лётных
испытаний лётно-испытательного комплекса, с 1963 года – ведущий конструктор, с 1965 – заместитель главного конструктора по испытаниям, с 1971 – исполняющий обязанности главного конструктора, с 1975 года – главный конструктор по лётным испытаниям, с 1977 года – главный конструктор и временно исполняющий обязанности начальника лётно-исследовательского корпуса, с 1980 года – главный конструктор и начальник лётно-исследовательского корпуса.
Прошёл обучение управлению сверхзвуковыми самолётами и в период работы на руководящих должностях по линии лётных испытаний лично совершал испытательные полёты в качестве бортинженера на большинстве разработанных конструкторским бюро А.С. Яковлева самолётов.
Участвовал в испытаниях и доводке истребителей-перехватчиков Як-25, Як-27, в создании сверхзвукового бомбардировщика Як-28, учебно-тренировочных самолётов Як-50 и Як-52, спортивного самолёта Як-55. Руководитель работ по испытаниям и освоению пассажирского самолёта местных авиалиний Як-40 и пассажирского самолёта средней дальности Як-42 . Один из ведущих специалистов в области создания самолётов вертикального взлёта и посадки, был ведущим инженером по лётным испытаниям в период работы над первым советским самолётом вертикального взлета и посадки Як-36. На посту главного конструктора руководил работами по созданию первого советского палубного штурмовика вертикального взлёта и посадки Як-38 (на вооружении ВМФ с 1977 года) и его учебно-тренировочного варианта Як-38У. Именно его самолёт Як-38 впервые в СССР выполнил взлёт и посадку с палуб боевых кораблей. Затем К.Б. Бекирбаев работал над созданием более совершенного палубного истребителя вертикального взлета и посадки Як-141, самолёт был разработал и построены опытные экземпляры, приступившие к лётным испытаниям. Но резкое сокращение государственного оборонного заказа, пересмотр приоритетов развития ВМФ и развал СССР привели к закрытию этого проекта.
За выдающиеся успехи в создании новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 23 июня 1981 года Бекирбаеву Кериму Бекировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С марта 1989 года – на пенсии. В 1990–1991 годах – ведущий научный сотрудник в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. С 1991 года – один из учредителей ТОО «Российская независимая авиакомпания» (город Жуковский Московской области).
Кандидат технических наук (06.12.1967).
Член КПСС в 1956–1991 годах.
Жил в городе Москве. Скончался 1 июля 1997 года в Москве. Похоронен в городе Жуковский Московской области на Быковском кладбище.
Награждён орденами Ленина (23.06.1981), Октябрьской Революции (26.04.1971), «Знак Почёта» (22.07.1966), медалями.
Государственная премия СССР (1977). Почётный авиастроитель (28.09.1988).
Мемориальная доска в честь Героя установлена на доме, в котором он жил в городе Жуковский Московской области.
Составитель биографии благодарит начальника отдела информационного обеспечения ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени А. С. Яковлева» Юрия Владимировича Засыпкина (Москва), родных К. Б. Бекирбаева и лично Али Хамзеевича Арифулова за большой объём предоставленной информации и фотоматериалы.
Биографию подготовил:
Авиастроение России в лицах. Энциклопедический словарь. Москва, 2008.
Авиация России. Биографическая энциклопедия. М., 2009
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.