Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Байков Георгий Иванович

Байков Георгий Иванович

26.02.1923 - 14.07.1969

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 6289

Байков Георгий Иванович — командир звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 26 февраля 1923 года в городе Одесса (с 8 мая 1965 года и ныне — город-герой). Русский. В 30-е годы переехал в Подмосковье. Окончил Мытищинский аэроклуб. В январе 1941 года был направлен в Качинскую Краснознаменную военную школу летчиков имени А.Ф. Мясникова. Год учёбы прошёл у Байкова в большом напряжении. С июня 1941 года вся учеба в школе стремительно перестраивалась на военный лад.

Но не сразу после окончания школы удалось Георгию Байкову попасть в действующую армию. Почти шесть месяцев он находился в Поволжье, в 16-м запасном авиационном полку, где готовили лётчиков к отправке на фронт. "Боевым применением самолёта овладел: пилотирует, стреляет и ведёт воздушный бой отлично", - указывалось в заключении командования запасного полка.

Но фронте в Великую Отечественную войну с ноября 1942 года. Первый фашистский самолёт Георгий Байков сбил под Сталинградом в феврале 1943 года.

17 февраля 1944 года зачислен в 9-й гвардейский Одесский Краснознамённый истребительный авиаполк советских асов. В его составе прошёл путь от сражений за Крым до последнего дня Великой Отечественной войны.

Совершил 244 боевых вылета и в 50 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы - 5 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Байкову Георгию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны Георгий Иванович продолжил службу в одном из полков Белорусского Военного Округа, был лётчиком-испытателем. Окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы в 1951 году.

После увольнения в запас жил в городе Евпатория (ныне Республика Крым).

Умер 14 июля 1969 года. Похоронен на Старом кладбище города Евпатория.

Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и орденом Славы 3-й степени.

В городе Калининград его имя увековечено на мемориале Героям штурма Кенигсберга.


... 16 января сорок пятого года Байков, вылетев на свободную охоту, настиг и сбил недалеко от Гумбинен "мессершмитт", следовавший в район базирования наших частей. Через два дня, вылетев в составе группы из четырех Ла-7, Георгий участвовал в бою с двумя группами штурмовиков противника общей численностью до сорока самолетов, следовавших в район Будонингкемен - Бракупенен под прикрытием шести "фокке-вульфов" и четырех "мессершмиттов". В момент, когда ведущая пара вступила в бой с самолетами прикрытия противника, пара Байкова атаковала штурмовики, в результате чего Георгий с дистанции сто метров сбил один "фоккер". От дальнейшего следования на штурмовку фашисты отказались и, в беспорядке сбросив бомбы, стали уходить на запад...

Вступив в схватку с четырьмя прикрывающими Ме-109, Байков закрутил их в "карусели", а его ведомый лейтенант Уткин сумел атакой сверху и сзади зажечь один Me-109.

Четыре "Лавочкиных", сбив в общей сложности пять самолетов противника и не дав фашистам сбросить бомбы на наши войска, без потерь возвратились па свой аэродром.

В следующем вылете, когда летчики полка, участвуя в блокировке аэродромов противника и свободной охоте в районе Гумбинен - Малвишкен, сбили 23 самолета противника, Георгий вновь добился успеха - уничтожил два вражеских самолета.

Через два дня после этого ему было присвоено звание - старший лейтенант - и он был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Участвуя в наступлении войск 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии, Георгий Байков отличился в разведывательных полетах и полетах на свободную охоту в крайне сложных метеорологических условиях; дождь и туман снижали видимость и высоту до минимума.

После войны Георгий Иванович продолжил службу в одном из полков Белорусского Военного Округа. Но его поведение оставляло желать лучшего. Будучи здоровяком и по характеру большим непоседой, он мог прийти на полеты после глубокого похмелья, совершать на малой высоте недозволенный пилотаж и т.д. В 1946 году на учебном самолёте По-2 Георгий Байков вылетел для проверки техники пилотирования молодого летчика. На истребителях он любил пилотировать "с огоньком". А тут на тихоходе час летит, другой. Захотелось размяться...

Взяв управление в свои руки, он начал выделывать выкрутасы, не рассчитав, задел крылом за верхушку дерева и разбил машину. При этом пострадал и сам, и пилот сидевший в передней кабине. За этот проступок старший лейтенант Байков был разжалован в рядовые летчики и переведен из гвардейского полка в обычный. Этот урок пошёл ему на пользу. На новом месте он "остепенился" и вскоре был восстановлен в звании.

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

На крыльях Родины: Документальные очерки. - Алма-Ата: Жалын, 1985

Подводная археология   Т