Бочаров Владимир Михайлович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Бочаров Владимир Михайлович – командир отряда истребительной авиационной эскадрильи ВВС Испанской Республиканской армии, капитан.
Родился 20 июля (2 августа) 1910 года в селе Колпна Колпенской волости Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне посёлок – райцентр Орловской области). Русский. С 1912 года жил в Курске. В 1928 году окончил 9 классов школы № 42 (ныне школа № 34 имени В.М. Бочарова) в Курске.
В армии с января 1929 года. В 1929 году окончил Вольскую военно-теоретическую школу ВВС, в июне 1931 года – Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе). В 1933–1936 – флаг-штурман 106-й истребительной авиационной эскадрильи (в Белорусском военном округе; город Витебск). С января 1936 – командир неотдельного авиаотряда 40-й истребительной авиационной эскадрильи (в Белорусском военном округе; город Брянск). Летал на истребителе И-16.
Участник Гражданской войны в Испании с ноября 1936 года в должности командира отряда истребительной авиационной эскадрильи ВВС Испанской Республиканской армии. Совершил 4 боевых вылета на истребителе И-16, провёл 1 воздушный бой.
13 ноября 1936 года был сбит в воздушном бою и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. В плену подвергся зверским пыткам и был убит.
14 ноября 1936 года над Мадридом с самолёта был сброшен на парашюте ящик с частями тела В.М. Бочарова*. В ящике также находилась записка с угрозами в адрес остальных советских лётчиков.
За образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 31 декабря 1936 года капитану Бочарову Владимиру Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Увековечен на символической братской могиле на муниципальном кладбище Фуэнкарраль в городе Мадрид (Испания).
Награждён орденами Ленина (31.12.1936, посмертно), Красной Звезды (25.05.1936).
В Курске его именем названа улица, а на доме, в котором он жил, была установлена мемориальная доска (ныне этот дом по улице Бутко снесён). В Курске и Колпне установлены бюсты Героя. В Курске школа № 34 носит имя В.М. Бочарова.
Примечание:
1) Существует версия, что в ящике находились части тела П.А. Джибеллли.
Воинские звания:
старший лейтенант (03.1936)
капитан (11.1936)
Владимир Бочаров прибыл в Испанию в составе второй группы советских лётчиков-добровольцев в начале ноября 1936 года. Из лётчиков этой группы была сформирована эскадрилья на истребителях И-16, которую возглавил С.Ф. Тархов. Тремя отрядами, входившими в эскадрилью, командовали В.М. Бочаров, С.П. Денисов и К.И. Колесников.
8 ноября 1936 года отряды Владимира Бочарова и Сергея Денисова во главе с командиром эскадрильи Сергеем Тарховым вылетели из Альхантерильи на мадридское направление. На полпути самолёты совершили посадку в Альбасете, где задержались до 10 ноября (по всей вероятности, из-за плохой погоды).
10 ноября 1936 года в 13.20 на аэродром Алкала (под Мадридом) из Альбасете перелетели 16 истребителей И-16. Весть о прибытии пополнения подняла настроение у республиканцев, а необычный для своего времени самолёт вызвал интерес у многих. В связи с этим было решено устроить демонстрацию высшего пилотажа. В.М. Бочаров, поднявший свой истребитель в воздух, вызвал восхищение у всех. Даже советские лётчики, видевшие, как летают на этом самолёте на родине, такой пилотаж наблюдали впервые.
В этот же день с 16.00 до 17.10 новые истребители штурмовали противника, занявшего мадридский парк Каса-де-Кампо. Встречи с противником в воздухе не произошло, но три самолёта получили пробоины от зенитного огня. Это был первый боевой вылет Владимира Бочарова.
11 ноября 1936 года наши лётчики на И-16 весь день дежурили на аэродроме, но боевых вылетов не совершали из-за плохой погоды.
Утром 12 ноября 1936 года, сконцентрировав силы, наземные части франкистов предприняли попытку прорваться в сторону Толедского моста. В отражении этого удара приняли участие 15 истребителей И-16. Правительственные части удержали свои позиции, шесть самолётов получили пробоины от огня с земли. Это был второй боевой вылет Владимира Бочарова.
Утром 13 ноября 1936 года 13 истребителей И-16 штурмовали противника. Два истребителя получили пробоины, один потерпел аварию при посадке. Это был третий боевой вылет Владимира Бочарова.
В 15.00 этого же дня на Мадрид пошла очередная группа франкистских самолётов: 8 бомбардировщиков под прикрытием 18 истребителей. На перехват поднялись 12 истребителей И-15 во главе с П.В. Рычаговым и 12 истребителей И-16 во главе с С.Ф. Тарховым. В ходе завязавшегося воздушного боя, одно звено мятежников осталось прикрывать бомбардировщики, а другая часть немецкой эскадрильи, рассредоточившись, заняла позицию выше, прикрываясь облаками. Советские лётчики смело пошли в атаку. Часть истребителей противника, не скрытых облаками, получив повреждения от меткого огня республиканских истребителей, стала покидать поле боя. Намереваясь повторить удар, И-16 после первой атаки пошли на вертикаль. В этот момент немецкие лётчики из группы прикрытия, оставшиеся незамеченными, атаковали советские истребители. Очереди вражеских истребителей попали в самолёт Владимира Бочарова и ранили его самого. Лётчик нашёл в себе силы вне аэродрома, мастерски, на шасси, посадить свой самолёт. Всё было сделано правильно, за исключением одной, роковой ошибки – он сел на вражеской территории.
На следующий день его обезглавленное, изрубленное на куски тело было сброшено в деревянном ящике над Мадридом.
Биографию подготовил:
Абросов С.В. В небе Испании. 1936-1939 годы. М., 2003
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Золотые Звёзды курян. Воронеж: Центрально-Чернозёмное изд.,1966
Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское лётное. М.: Воениздат,1976
Личное дело
Учётно-послужная карта
Фролов П.И., Пирогов В.А., Макушев А.Ф. Боевое созвездие орловцев. Тула,1985