Герой Социалистического Труда
Транспорт: Полярные лётчики
Зайцев Алексей Ильич

Зайцев Алексей Ильич

30.09.1914 - 17.09.1996

Герой Социалистического Труда

Даты указов

06.12.1949

Медаль № 4926

Орден Ленина № 124215

Зайцев Алексей Ильич – бортмеханик Московской авиагруппы особого назначения Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР.

Родился 30 сентября 1914 года в городе Симбирск (ныне – Ульяновск). Русский.

С 1935 года работал в Управлении полярной авиации Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП) при Совете Народных Комиссаров (с марта 1946 года – Совете Министров) СССР. Летал в экипаже М.Н. Каминского на первых гидросамолётах Дорнье «Валь» Чукотского отдельного авиаотряда, в экипаже И.Д. Черепкова на Г-1 Ленской авиагруппы (Якутск).

В годы Великой Отечественной войны привлекался к перегонке ленд-лизовских самолётов, поступавших из США через Аляску в СССР для нужд ВВС Красной Армии и флота. С августа 1942 года – воентехник 1 ранга, борттехник 8-го транспортного авиаполка.

После войны работал в Московской авиационной группе особого назначения Управления полярной авиации ГУСМП при СНК – СМ СССР. Участник ряда воздушных высокоширотных экспедиций, Советских антарктических экспедиций в Арктику и Антарктику, в т.ч. проводившихся совместно с Военно-воздушными силами и Воздушно-десантными войсками Вооружённых Сил СССР. В воздушных высокоширотных экспедициях «Север-2» (март – май 1948 года) и «Север-4» (апрель – май 1949 года) в составе экипажей летал на Северный полюс. Работа экспедиций была организована методом «прыгающих групп». В разные части Арктического бассейна забрасывались отряды исследователей. Количество таких точек в 1949 году дошло до тридцати. Вылетал на ледовую разведку, определяя районы будущих ледовых аэродромов и полярных станций.

Экспедиция «Север-4» завершилась 16 мая 1949 года беспосадочным перелётом самолёта Пе-8 СССР-Н396 под командованием В.С. Задкова с базы №5 (88°с.ш., 170°в.д.) через Северный полюс в Москву. В этом полёте выполнял роль бортмеханика самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 6 декабря 1949 года за особо выдающиеся заслуги в деле изучения и освоения Арктики Зайцеву Алексею Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В экспедиции «Север-5» (1950 год) выполнял задачи по организации научных баз на льду, при этом совершил с экипажем Героя Советского Союза И.С. Котова на самолёте Ли-2 восемнадцать первых посадок. В труднейших условиях арктической зимы обеспечил безотказную работу материальной части. К тому времени налетал более 1 миллиона километров. Результатом экспедиции явилось обследование Арктического бассейна, включая район Северного полюса, моря Бофорта, океанских акваторий вблизи Аляски, Канады и Гренландии. Были открыты подводный хребет Ломоносова и Канадско-Таймырская магнитная аномалия. Кроме того, выполнены программы испытаний по боевому применению военных самолётов в высоких широтах, проведён поиск арктических ледовых аэродромов для базирования истребителей и бомбардировщиков.

В экспедиции «Север-6» (1954 год) в качестве первого бортмеханика летал на Ли-2 Н-533 в экипаже В.М. Перова в 1-м отряде Героя Советского Союза И.И. Черевичного. Участник 1-й Комплексной антарктической экспедиции (1955-1957), в которой являлся бортмехаником в экипаже самолёта Ли-2Т Н-470, 8-й Советской антарктической экспедиции (1962-1964), уже в качестве инженера.

В последующие годы работал инженером в отряде Московского особого авиационного отряда полярной авиации.

Жил в Москве. Умер 17 сентября 1996 года. Похоронен в Москве на Долгопрудненском Южном кладбище.

Награждён орденами Ленина (06.12.1949), Красной Звезды (02.12.1945), 3 орденами «Знак Почёта» (19.05.1954; 29.08.1955; 23.06.1961), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (05.11.1946), «За трудовую доблесть» (03.05.1940).

Биографию предоставил Евгений Малашёнков (Санкт-Петербург).


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов