Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Витер Пётр Акимович

Витер Пётр Акимович

10.10.1923 - 04.10.2003

Герой Социалистического Труда

Даты указов

26.04.1971

Медаль № 16781

Орден Ленина № 401793

Витер Пётр Акимович – директор Казанского моторостроительного завода Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 10 октября 1923 года в селе Мироновка (ныне город - районный центр Киевской области, Украина). Украинец. В 1940 году окончил с золотой медалью Мироновскую среднюю школу. Поступил в Харьковский авиационный институт.

После начала Великой Отечественной войны начал работать слесарем-сборщиком на Харьковском авиационном заводе. После эвакуации завода был призван в армию и направлен в школу авиамехаников в Иркутск. С 1943 года после окончания школы механиков служил авиамехаником. Демобилизован в 1946 году.

В 1946 году вернулся на учебу в Харьковский авиационный институт (ныне – Национальный аэрокосмический университет имени Н.Е.Жуковского «Харьковский авиационный институт»), который окончил с отличием в 1950 году, получив диплом инженера-механика. Был направлен на работу инженером на заводе №24 - Куйбышевском моторостроительном заводе имени Фрунзе (позднее открытое акционерное общество «Моторостроитель», ныне открытое акционерное общество «Кузнецов»). Занимал различные инженерные должности, до главного инженера предприятия.

В 1968 году был назначен директором Казанского моторостроительного завода (ныне Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО)). Являлся организатором освоения и серийного выпуска двигателей: НК-8-2У для самолета ТУ-154 (1969), НК-86 для широкофюзеляжного самолета ИЛ-86 (1975) Проделал большую работу по увеличению ресурса и повышению надежности авиационных двигателей. Помимо авиационных двигателей предприятием впервые в СССР было освоено производство приводных газотурбинных двигателей НК-16СТ для газоперекачивающих станций, использовавшихся на магистральных трубопроводах страны. Созданные установки по своим эксплуатационным характеристикам не уступали зарубежным аналогам. Впервые в практике отечественного двигателестроения на возглавляемом им предприятии было введено в серийное производство изготовление лопаток первой и второй ступеней турбины методом направленной кристаллизации, производство ряда деталей из титана, применение многофорсуночных камер сгорания.

Указом Президиума Верховного Совета от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении пятилетнего плана 1966-1970 годов и создание новой техники Витеру Петру Акимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Продолжал работать директором завода. В 1983 году был назначен директором Куйбышевского филиала научно-исследовательского института авиационного двигателестроения. Одновременно преподавал курс «Основы надежности воздушно-реактивных двигателей» в Куйбышевском авиационном институте. Кандидат технических наук, автор ряда изобретений, статей, монографии.

С 1990 года – на пенсии. Жил в городе Самара. Умер 4 октября 2003 года.

Награждён 3 орденами Ленина (22.07.1966, 26.04.1971, 29.03.1976), орденами Октябрьской Революции (10.03.1981), Трудового Красного Знамени (29.07.1960), «Знак Почёта» (17.06.1961), медалями, в том числе медалью «За трудовое отличие» (12.07.1957).


Именем Героя названа улица в Казани.


 

Биографию подготовил: Александр Наровлянский

Источники

Публикации в сети Интернет