Оглоблин Иван Васильевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 1307
Оглоблин Иван Васильевич - командир звена 25-го гвардейского авиационного полка ночных бомбардировщиков 2-й гвардейской авиационной дивизии ночных бомбардировщиков 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родился 1 января 1921 года в посёлке Тирлянский (ныне посёлок городского типа Белорецкого района Башкирии) в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Работал на станции Белорецк, был бойцом пожарной охраны Тирлянского листопрокатного завода. В 1940 году поступил в Белорецкий аэроклуб.
В Красную Армию призван в декабре 1940 года Белорецким райвоенкоматом Башкирской АССР. Был направлен в Свердловскую авиационную школу пилотов. Окончил военную авиационную школу пилотов. В действующей армии с мая 1942 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
Весь боевой путь прошел в составе 709-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка, в ноябре 1942 года преобразованного в 25-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. За три месяца боев на Юго-Западном фронте – с мая по август 1942 года – младший сержант Оглоблин совершил 140 успешных ночных боевых вылетов, был награжден орденом Ленина.
К декабрю 1943 года гвардии старший лейтенант Оглоблин совершил 503 боевых вылета, на разведку и бомбардировку военных объектов, живой силы и техники в тылу противника, из них - 15 вылетов днём на самолёте У-2 при неблагоприятных метеорологических условиях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии старшему лейтенанту Оглоблину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После продолжал службу в Вооруженных Силах. В 1956 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1964 году был военным советником в Королевстве Афганистан. В 1967 году в звании полковника уволен в запас.
Работал преподавателем начальной военной подготовки в профессионально-техническом училище №6 города Житомира (Украина). С 1997 года проживал в городе Саратове, являлся членом Саратовского областного комитета ветеранов войны и военной службы.
Скончался 13 декабря 2011 года. Похоронен в Саратове на Новом Увекском кладбище.
Награждён двумя орденами Ленина (30.08.1942, 13.04.1944), орденами Красного Знамени (06.03.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин города Белорецка.
В городе Белорецке (Башкирия) на Аллее Героев установлен бюст И.В.Оглоблина.
Из наградного листа на И.В. Оглоблина:
"... Мужественный и храбрый летчик. Отлично владеет техникой пилотирования днем и ночью. Летает в любых метеорологических условиях...
Бомбами и пулемётным огнём экипаж повредил или уничтожил 5 самолётов на земле, 7 танков, 2 бронемашины, 33 автомашины с войсками и грузами, 19 ж.-д. вагонов, 7 автоцистерн, 1 баржу, 3 прожектора, 2 переправы, взорвал 8 складов с боеприпасами и 4 склада с горючим, подавил огонь 13 артиллерийских, 15 миномётных, 5 пулемётных, 6 зенитно-артиллерийских и 10 зенитно-пулемётных точек, в 17 местах повредил ж.-д. полотно, в опорных пунктах противника разрушил 63 здания и вызвал 59 пожаров.
В июле 1942 года был послан на разведку войск противника днём в район Валуйки. Самолёт попал под сильный зенитный и ружейно-пулемётный огонь противника. Штурман-сержант тов. Марченко был убит. Лётчик мужественно продолжал вести разведку и, выполнив задание, на изрешеченном осколками и пулями самолёте дотянул до своего аэродрома, своевременно доставил командованию ценные сведения о продвижении противника.
В ноябре 1942 года, выполняя задания по доставке боеприпасов и продовольствия своим частям в Сталинград, несмотря на тяжелые метеоусловия и интенсивный огонь противника из всех видов оружия, снижался до высот 30-25 метров и сбрасывал груз точно в указанное место. В течение ночи делал по 8-10 вылетов.
В ночь с 27 на 28 сентября 1943 г. при выполнении боевого задания в районе г. Никополя самолёт был подбит зенитной артиллерией противника. Полёт продолжать было нельзя. Экипаж произвел вынужденную посадку в тылу противника. Трое суток лётчик со штурманом скрывались в плавнях. 1 октября случайно наткнулись на группу местных жителей, скрывавшихся в плавнях от немцев, через них установили связь с небольшим партизанским отрядом, действовавшим в тех местах. При этом отряде находились до 25 октября 1943 г., выполняя отдельные задания по разведке и уничтожению автотранспорта противника. Ночью 25 октября были переброшены на свою территорию самолётом, присланным из 17 Воздушной армии.
Вечером 30 октября, взяв с собой необходимые запасные части, вылетел к месту вынужденной посадки подбитого самолёта в район Балки, освобожденный нашими войсками. В течение ночи под артиллерийским обстрелом противника самолёт был восстановлен и 31 октября утром перегнан на аэродром базирования полка..."
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Небо в огне. - Днепропетровск: "Промiнь", 1985.
Подвиги их - бессмертны. - Уфа: Китап, 2000.
Славные сыны Башкирии. Книга 1. Уфа, 1965