Герой Советского Союза
Армия: Сапёры
Фазлаев Нурулла Гарифуллович

Фазлаев Нурулла Гарифуллович

06.03.1909 - 1997

Герой Советского Союза

Даты указов

10.04.1945

Медаль № 4816

Орден Ленина № 36821

 Фазлаев Нурулла Гарифуллович – командир отделения 281-го отдельного штурмового инженерно-саперного Сандомирского батальона (19-я  инженерно-саперная Ровенская Краснознаменная бригада, 13-я армия, 1-й Украинский фронт), старшина.

Родился 6 марта 1909 года в селе Мочалей ныне Дрожжановского района Республики Татарстан в крестьянской семье. Татарин. Окончил 7 классов. С 1929 по 1936 год работал забойщиком и машинистом врубовой машины в шахтах Донбасса, с 1937 по 1940 год – каменщиком в ремонтно-строительной конторе в городе Джамбул, ныне Тараз, Республика Казахстан. Призван в армию в августе 1941 года Джамбулским райвоенкоматом.

В составе саперного батальона был направлен в Иран, куда вскоре после начала Великой Отечественной войны были введены советские войска. В течение почти двух лет нес службу на транспортных магистралях, обеспечивая прохождение военной техники и других грузов, поступавших от союзников через южные иранские порты. За время службы в Иране окончил полковую школу младших командиров, был назначен командиром отделения.

В действующей армии – с июля 1943 года. Сражался на Центральном и 1-м Украинском фронтах в 7-й штурмовой инженерно-саперной бригаде, 2 июня 1944 года преобразованной в 19-ю инженерно-саперную бригаду.

Особо отличился в ходе Сандомирско-Силезской наступательной операции на территории Польши при форсировании реки Одер.

26 января 1945 года первым со своим  расчетом навел паромную переправу в районе населенного пункта Хохбаушвиц в 6 км севернее города Штайнау (ныне Сьцинава) первым со своим  расчетом навел паромную переправу. Переправившись вместе с первой группой стрелков на  западный берег, саперы участвовали в бою за завоевание плацдарма. В течение 5 суток по переправе, наведенной расчетом, были переправлены сотни автомашин и орудий, большое количество боеприпасов, что способствовало удержанию плацдарма.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство   Фазлаеву Нурулле Гарифулловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина  и медали «Золотая Звезда».

В 1945 году старшина Н.Г.Фазлаев демобилизован. Жил и работал в городе Джамбул.

Скончался в 1997 году.

Награжден орденами Ленина (10.04.1945), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (13.08.1944) степени, 2 орденами Красной Звезды (23.10.1943; 19.01.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (8.10.1943). 

На доме в городе Тараз, где жил Герой, установлена мемориальная доска.


В начале июля 1943 года  сержант Н.Г.Фазлаев прибыл на Центрадьный фронт. За отличие в своей предыдущей деятельности был удостоен знака «Отличный минер». В составе 7-й штурмовой инженерно-саперной бригады, находившейся во фронтовом подчинении, участвовал с 12 июля по 18 августа в Орловской стратегической наступательной операции, затем в Черниговско-Припятской наступательной операции (26 августа – 30 сентября 1943 года), в форсировании рек Днепр и Припять и последующих боях на захваченных плацдармах.

В наступательных боях саперы прокладывали дорогу танковым, артиллерийским и стрелковым частям  через созданные противником минные поля, строили мосты и переправы через рвы, овраги и водные преграды.

В работе по обеспечению форсирования реки Днепр командир отделения 31-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона 7-й штурмовой инженерной бригады сержант Н.Г.Фазлаев личным примером воодушевлял подчиненных. Отделение добилось отличных результатов в разведке и заготовке лесоматериалов для причала на реке .Днепр. Задание по изготовлению элементов причала, данное на 6 часов, отделение выполнило за 3 часа.
Н.Г.Фазлаев был награжден медалью «За боевые заслуги».

При форсировании реки Припять сержант Н.Г.Фазлаев самоотверженно работал  по подъему затонувшего в реке Припять парка НЛП*. Ночью трудился в подъемных работах, спускаясь по 5 – 6 раз в ледяную воду, не выходя из нее по 15 – 20 минут. Днем оставался добровольно производить разведку оставшейся в воде части парка. Добывал ценные сведения о конструкции паромов,  глубине затопления и т.д. Работал днем в реке под огнем противника, несколько раз ввиду необходимости приближался к берегу, занятому противником. Содействовал успешному выполнению задания.
Награжден орденом Красной Звезды.

При обстреле минометным огнем противника был порван канат, по которому двигался паром через реку Припять. Расчету сержанта Н,Г.Фазлаева  было приказано немедленно натянуть канат.
В дневное время, под сильным прицельным минометным и пулеметным огнем  Фазлаев со своим расчетом работал в течение получаса. Канат был связан и натянут, паром снова стал работать. Снабжение боеприпасами войск,  находящихся на правом берегу, было восстановлено.
Награжден вторым орденом Красной Звезды.

В дальнейшем на 1-м Украинском фронте в составе 13-й армии Н.Г.Фазлаев участвовал в Киевских наступательной (3 – 13 ноября 1943 года) и оборонительной (13 ноября – 22 декабря 1943 года) операциях; Житомирско-Бердичевской наступательной операции (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года); Ровно-Луцкой наступательной операции (27 января – 11 февраля 1944 года); Проскуровско-Черновицкй наступательной операции (4 марта – 17 апреля 1944 года); Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля – 29 августа 1944 года).

Во время Львовско-Сандомирской операции соединения 13-й армии, продвигаясь по территории Польши,  к 29 июля 1944 года вышли к реке Висла и немедленно приступили к ее форсированию в районе Сандомира.

Командир отделения 281-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона 19-й  инженерно-саперной бригады Н.Г.Фазлаев при форсировании реки Висла работал старшим  по сборке парома и обслуживанию паромной переправы. Несмотря на беспрерывную бомбардировку, артиллерийско-минометный обстрел, тяжелые климатические условия и  большие земляные работы на подъездах, паром был наведен раньше установленного срока. В этих трудных условиях переправа работала бесперебойно. Сержант Фазлаев проявил много изобретательности для ускорения переправы войск. На своем пароме переправил через Вислу сотни автомашин, орудий, повозок  с боеприпасами,  несколько полков пехоты. Личным примером воодушевлял бойцов своего расчета на быстрейшее выполнение задания по форсированию реки Висла.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

В 1945 году Н.Г.Фазлаев участвовал в составе 13-й армии в Сандомирско-Силезской наступательной операции (12 января – 3 февраля 1945 года) – составной части Висло-Одерской стратегической операции; Нижнесилезской наступательной операции (8 – 24 февраля 1945 года); Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 года); Пражской стратегической наступательной операции (6 – 12 мая 1945 года).

Особо отличился в Сандомирско-Силезской операции при формировании реки Одер (Одра).

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

26 января 1945 года , когда пехота еще не подошла к реке Одер, старшина Фазлаев со свои расчетом первым навел паромную переправу в районе Хохбаушвиц. Берег обстреливался из двух дотов и с бронекатера, укрывшегося за оставленным немцами пароходом.
Под покровом темноты расчет Фазлаева навел переправу. Переправившись вместе с подошедшей пехотой на западный берег, приняли бой с немцами, что заставило их оставить дот. Ушел и бронекатер.
Пять суток работал тов. Фазлаев со своим расчетом на пароме почти без отдыха, под частым воздействием авиации противника и переправил сотни машин, орудий и повозок с боеприпасами. Дал возможность нашим войскам захватить плацдарм на западном берегу реки Одер и закрепиться на нем.

Достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.

И.о. командира 19-й инженерно-саперной Ровенской Краснознаменной бригады подполковник Челомбитько
6 февраля 1945 года

При подготовке биографии, кроме приведенных источников, использованы данные с сайта Институт Татарской энциклопедии.
…………………………….
НЛП – наплавной легкий парк, предназначенный для наведения переправ на плавучих опорах (понтонах).

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Ханин Л. Герои Советского Союза – сыны Татарии. Казань, 1969