Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Жолудев Леонид Васильевич

Жолудев Леонид Васильевич

27.05.1917 - 22.06.1997

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 7927

Орден Ленина № 52227

Жолудев Леонид Васильевич – командир авиаэскадрильи 35-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (5-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт), гвардии капитан.

Родился 14 (27) мая 1917 года в городе Колпино Царскосельского уезда Петроградской губернии (ныне в черте Санкт-Петербурга). Русский*. С августа 1917 года жил в деревне Ржавки (ныне Себежского района Псковской области). В 1929 году окончил 4 класса школы в деревне Курилово (Себежский район), в 1934 году – 9 классов школы в посёлке Идрица (Себежский район). В 1934–1936 годах работал штукатуром и нормировщиком в строительном тресте Ленинградского городского отдела внутренней торговли (ныне Санкт-Петербург). Занимался парашютным спортом в Ленинградском аэроклубе.

В армии с августа 1936 года. В декабре 1939 года окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище (ныне город Оренбург). Служил в ВВС лётчиком, старшим лётчиком и командиром звена 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Забайкальском военном округе; город Чита). Летал на самолёте СБ.

Участник Великой Отечественной войны: в июле 1941 – мае 1945 – лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 150-го (с ноября 1942 – 35-го гвардейского) бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Западном (июль – сентябрь 1941), Сталинградском (июль – август 1942), Донском (декабрь 1942 – февраль 1943), Северо-Кавказском (апрель – июнь 1943), Западном (июль – октябрь 1943), 3-м Белорусском (июнь – июль 1944), 1-м Прибалтийском (июль 1944 – февраль 1945), 2-м Прибалтийском (февраль – апрель 1945), 3-м Белорусском (апрель – май 1945) и Ленинградском (май 1945) фронтах.

Участвовал в Смоленском сражении, обороне Сталинграда, Сталинградской битве, Краснодарской, Орловской, Спас-Деменской, Ельнинско-Дорогобужской, Смоленско-Рославльской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Шяуляйской, Рижской и Мемельской операциях, блокировании курляндской группировки противника и Земландской операции.

В его экипаже летали Герои Советского Союза – штурманы Н.Ф. Аргунов (до лета 1943 года) и И.М. Жмурко (на завершающем этапе войны), стрелок-радист И.В. Копейкин (до мая 1945 года).

23 августа 1941 года его экипаж в составе семёрки СБ наносил бомбовый удар по скоплению живой силы и автомашин противника на станции Кунья (Псковская область). Во время второго захода на цель пулемётной очередью с земли был выведен из строя правый мотор самолёта. Продолжая полёт на одном моторе, экипаж выполнил ещё один заход на цель, обстреляв её из бортового оружия. На обратном пути отказал левый мотор, и Л.В. Жолудев совершил вынужденную посадку на лесную просеку. Через четыре дня экипаж вернулся в свой полк.

В ночь на 27 сентября 1941 года экипаж дважды вылетал на бомбардировку скопления автомашин в тылу противника. Во время второго бомбометания СБ был поражён зенитным снарядом – выведен из строя левый мотор. Вскоре из-за повреждения топливной системы остановился и второй мотор, в результате чего самолёт совершил вынужденную посадку на оккупированной территории – в районе деревни Виногроды (Миорский район Витебской области, Беларусь).

Переправившись через реку Западная Двина на плоту, экипаж двинулся к линии фронта, встретив в середине октября 1941 года выходящую из окружения группу артиллеристов из 20 человек под командованием старшего лейтенанта С.М. Подгорного. Пройдя по тылам противника около 300 километров, группа в начале ноября 1941 года вышла на восточную границу болота Пелецкий мох (Нелидовский район Тверской области). Здесь была образована партизанская база, с которой бойцы осуществляли налёты на коммуникации врага. Н.Ф. Аргунова направили через линию фронта с донесением о существовании нового партизанского отряда, и 14 ноября 1941 года он вернулся в свой полк.

С декабря 1941 года Л.В. Жолудев командовал образовавшимся партизанским отрядом. 22 января 1942 года 89 человек под его командованием с боем перешли линию фронта в районе посёлка Земцы (Нелидовский район Тверской области). Влившись в состав 29-й армии (Калининский фронт), отряд как стрелковая рота (командиром которой стал Л.В. Жолудев) в январе – феврале 1942 года участвовал в Ржевско-Вяземской операции. Только 24 февраля 1942 года Л.В. Жолудев и И.В. Копейкин вернулись в полк.

31 августа 1943 года в составе девятки самолётов Пе-2 вылетел для нанесения бомбового удара по вражеской переправе через реку Десна около деревни Лапино (Ельнинский район Смоленской области). На подходе к цели группа, летевшая без прикрытия, была атакована истребителями противника. Самолёт Л.В. Жолудева (штурман Н.В. Пупышев и стрелок-радист И.В. Копейкин) был подбит, загорелась левая плоскость крыла. Несмотря на сильный пожар, лётчик сумел перелететь линию фронта и посадил самолёт на фюзеляж на своей территории.

За время войны совершил 218 боевых вылетов (70 – на бомбардировщике СБ и 148 – на бомбардировщике Пе-2) для нанесения бомбовых ударов по живой силе и технике противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года гвардии майору Жолудеву Леониду Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.

После войны до января 1946 года продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи 35-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе; город Шяуляй, Литва). Летал на самолёте Пе-2.

В мае 1950 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). В августе 1950 – декабре 1953 – командир 985-го бомбардировочного авиационного полка (в Группе советских войск в Германии, аэродром Вернойхен; с июля 1953 – в Одесском военном округе, город Арциз Одесской области, Украина). Летал на самолётах Пе-2 и Ил-28.

С декабря 1953 – заместитель командира, в июне 1954 – марте 1957 – командир 158-й бомбардировочной авиационной дивизии (в Прикарпатском военном округе; город Староконстантинов Хмельницкой области, Украина). Летал на самолёте Ил-28.

С марта 1957 – заместитель командующего по боевой подготовке, в мае 1958 – декабре 1960 – 1-й заместитель командующего 57-й воздушной армией (в Прикарпатском военном округе; город Львов, Украина). В декабре 1960 – июле 1964 – 1-й заместитель командующего 24-й воздушной армией (в Группе советских войск в Германии; город Вюнсдорф). Летал на самолёте Ил-28 и других самолётах, вертолёте Ми-4.

В июле – октябре 1964 – начальник боевой подготовки разведывательной и вспомогательной авиации Управления боевой подготовки ВВС.

В октябре 1964 – августе 1966 – начальник Главной инспекции Министерства гражданской авиации СССР. С августа 1966 – заместитель, а в июле 1967 – феврале 1971 – 1-й заместитель министра гражданской авиации СССР. Летал на самолётах Ил-18, Ил-62 и Ту-124, вертолёте Ми-8.

Затем служил в Штабе Объединённых вооружённых сил государств – участников Варшавского Договора: старшим генерал-инспектором (июнь 1971 – октябрь 1974) и старшим генерал-инспектором – начальником Управления ПВО и ВВС (октябрь 1974 – декабрь 1975). С февраля 1976 года генерал-лейтенант авиации Л.В. Жолудев – в запасе.

В 1980–1991 годах работал ведущим инженером, ведущим конструктором и директором Музея ОКБ имени Н.И. Камова.

Жил в Москве. Умер 22 июня 1997 года. Похоронен в Москве на Хованском Центральном кладбище.

Заслуженный пилот СССР (16.08.1966), военный лётчик 1-го класса (11.1952).

Награждён 3 орденами Ленина (17.10.1942; 18.08.1945; 23.01.1957), 3 орденами Красного Знамени (29.07.1943; 23.10.1943; 29.04.1954), орденами Александра Невского (28.05.1945), Отечественной войны I (11.03.1985) и II (24.01.1943) степени, Трудового Красного Знамени (16.12.1972), Красной Звезды (19.11.1951), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (06.11.1946) и другими медалями.

Примечание:
1) Фамилия и отчество при рождении – Дроздецкий Леонид Филимонович. Через два месяца после рождения сына Филимон Мартынович Дроздецкий умер. Позже Леонида усыновил Василий Иванович Жолудев, давший ему свою фамилию;
2) Награждён за выполнение 193 боевых вылетов (на 20 февраля 1945 года).

Воинские звания:
лейтенант (23.12.1939)
старший лейтенант (20.09.1941)
капитан (23.11.1943)
майор (30.06.1945)
подполковник (20.10.1949)
полковник (08.10.1953)
генерал-майор авиации (18.02.1958)
генерал-лейтенант авиации (19.02.1968)

Сочинения:
Основы анализа лётной деятельности и пути обеспечения безопасности полётов в гражданской авиации. М.: Редиздат, 1968 (с М.П. Шейниным и Л.Ф. Никитиным);
Стальная эскадрилья. М.: Воениздат, 1972;
Стальная эскадрилья. М., 2015 (полное издание).


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Память народа»

Личное дело

Псковские богатыри. Л., 1964.