Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Милецкий Вениамин Михайлович

Милецкий Вениамин Михайлович

23.10.1918 - 10.01.1993

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 8907

Орден Ленина № 57946

 Милецкий Вениамин Михайлович – штурман  эскадрильи 373-го бомбардировочного авиационного полка (188-я бомбардировочная авиационная дивизия, 15 я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт), капитан.

Родился 23 ноября 1918 года в селе Каскелен, ныне город Алматинской области (Республика Казахстан)  в крестьянской семье. Русский.

Окончил среднюю школу № 15 в Алма-Ате, затем землеустроительные курсы, работал до 1936 года топографом областного земельного отдела в Семипалатинске (ныне Семей Восточно-Казахстанской области). В 1936 голу поступил на рабфак, после окончания которого поступил в Алма-Атинский горный институт. Со второго курса был призван в 1939 году в армию. Служил красноармейцем в 424-м стрелковом полку в городе Инза (Ульяновская область). Участвовал в советско-финляндской войне (30 ноября – 12 марта 1939 года) в качестве помощника командира взвода 43-го лыжного батальона 14-й армии. В 1941 году окончил Ташкентскую военную авиационную школу штурманов (по другим данным, стрелков-бомбардиров).

В действующей  армии с октября 1941 года. Воевал на Северо-Западном, Калининском, 1-м  и 2-м Прибалтийских, Ленинградском, 1-м Белорусском фронтах в 4-м, 666-м ночных легкобомбардировочных,  884-м  смешанном, 887-м транспортном, 373-м бомбардировочном авиационных полках. Летал на самолетах У-2 (ПО-2), ТБ-3, Р-5, ДБ-3Ф, Пе-2.

К марту 1945   года  совершил 305 боевых вылетов на разведку, транспортировку грузов партизанам, вывоз раненых, выброс парашютистов в тыл врага, бомбардировку военных объектов, обороны переднего края, боевой техники  и живой силы противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Милецкому Вениамину Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина  и медали «Золотая Звезда».

С 1946 года капитан В.М. Милецкий – в запасе.

Жил в городе Рига Латвийской ССР (ныне - Латвия). Работал в Латвийском морском пароходстве в качестве 1-го помощника капитана на пароходе «Янис Райнис», затем на пароходе «Омск». В 1948 году перешел на работу в Рижский торговый порт, где трудился сменным диспетчером Андреевского района, затем диспетчером порта. В октябре 1949 года назначен заместителем начальника Агентства «Инфлот» в Риге. В 1954 году был переведен на работу в отделение  Всесоюзной конторы по вербовке и набору рабочей силы для предприятий рыбной промышленности "Союзрыбпромкадры" Министерства рыбной промышленности (с 1965 года – рыбного хозяйства) СССР, где трудился до выхода на пенсию в 1971 году.

Умер 10 января 1993 года. Похоронен на кладбище Лачупес в Риге (Латвия).

Награжден орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (22.06.1942; 25.10.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (10.06.1943; 11.03.1985), медалями, знаком «Почетному работнику морского флота».



Старший сержант В.М.Милецкий участвовал в Великой Отечественной войне с октября 1941 года. На Северо-Западном и Калининском фронте до мая 1942 года летал в качестве стрелка-бомбардира, стрелка бомбардира звена в 4-м и 666-м легкобомбардировочных авиационных полках;  с июня 1942  до марта 1943 года – в 884-м отдельном смешанном и 887-м транспортном авиационных полках. 
Участвовал в оборонительных боях и наступательных операциях Северо-Западного и Калининского фронтов, в том числе в составе 30-й армии и 3-й воздушной армии Калининского фронта. 

С 5 марта 1943 года младший лейтенант В.М.Милецкий – в 373-м ночном легкобомбардировочном авиационном полку в должности штурмана звена. На самолете Р-5 выполнял боевые вылеты на разведку и бомбардировку в тылу и на переднем крае противника, на выброску оружия и боеприпасов партизанам, вывоз раненых партизан.   До января 1944 года полк находился на Калининском (с 20 октября 1943 года – 1-м Прибалтийском) фронте. Принимал участие в составе 3-й воздушной армии в Ржевско-Вяземской наступательной операции (2 – 31 марта 1943 года) и Духовщинско-Демидовской наступательной операции (14 сентября – 2 октября 1943 года) – составной части Смоленской стратегической операции.

В январе 1944 года полк, ставший 373-м бомбардировочным, вошел в состав 188-й бомбардировочной авиационной дивизии и был перевооружен на пикирующие бомбардировщики ПЕ-2 . До августа 1944 года дивизия находилась в Московском военном округе, где личный состав осваивал новые самолеты.

С 18 августа 1944 года  старший лейтенант В.М. Милецкий – вновь в действующей армии на 2-м Прибалтийском фронте в должности штурмана эскадрильи.  

В составе 15-й воздушной армии участвовал в Мадонской наступательной операции (1 – 28 августа 1944 года) и Рижской наступательной операции (14 сентября – 22  октября 1944 года) – составной части Прибалтийской стратегической операции, в боевых действиях по блокированию и разгрому группировки противника на Курляндском полуострове (с 29 марта 1945 года – в составе Курляндской группы войск Ленинградского фронта).

К началу марта 1945 года совершил 305 боевых вылетов, за что был представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа

Находясь на  фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941 года,  произвел 305 успешных боевых вылетов, с общим боевым налетом 502 часа 25 минут. 
Из них: 23 боевых вылета с налетом 53 часа на самолете ТБ-3 ночью на связь с партизанами,  29 боевых вылетов с налетом 63 часа  на самолете ДБ-3ф ночью на бомбардировку  объектов в глубоком тылу противника,  149 боевых вылетов с налетом 189 часов на самолете ПО-2 ночью на бомбардировку переднего края обороны противника с попутной разведкой,  67 боевых вылетов  с налетом 145 часов на самолете Р-5 на разведку  войск противника с попутным бомбардированием и по связи с партизанами, и 37 боевых вылетов днем с налетом 52 часа 25 минут на самолете ПЕ-2 ведущим девятки на бомбардировку переднего края обороны противника.

Сброшено бомб на военные объекты, живую силу и технику противника 97 900 кг, при этом Уничтожено: батарей зенитной артиллерии – 2,  автомашин с горючим и живой силой – 35,  склад с горючим – 1,  самолетов на аэродромах противника – 3.
Повреждено и разрушено: дотов – 17,  складов с боеприпасами – 3, военный завод – 1,  судостроительный завод – 1,  эшелонов с горючим, техникой и живой силой – 7,  мостов – 1,  жилых военных построек – 55, землянок – 20.
Завезено груза партизанам 21 200 кг,  сброшено парашютистов в тыл врага на ограниченные площадки – 95 человек,  вывезено раненых партизан из тыла противника – 242 человека, вывезен от партизан 1 миллион рублей советских денег, разбросано листовок в тылу врага 500 000 штук.

Все результаты боевых вылетов фотографировались им самим; их эффективность подтверждается экипажами, оперативными сводками,  наземными войсками и партизанами.

За время пребывания в полку показал себя  дисциплинированным, энергичным, культурным офицером.
Штурманское дело и материальную часть стрелково-бомбардировочного вооружения самолета ПЕ-2 знает отлично, ориентируется как днем, так и ночью, в любых сложных метеорологических условиях  отлично. За все время как боевых, так и небоевых полетов как он сам, так и его подчиненные штурманы потерь ориентировки на имели.
Приобретенный боевой опыт в Отечественной войне  умело передает подчиненным.

За произведенные им  первые 46 успешных боевых вылетов  на бомбардировку укрепленных районов противника в районах городов Ржев,  Оленино, Белый и Сычевка награжден орденом Красного Знамени.

2.06.1942 года, получив боевое задание на вылет одиночным экипажем на самолете ДБ-2Ф ночью на бомбардировку железнодорожного узла – станции Дно, где предполагалось большое скопление железнодорожных эшелонов противника, Станция была сильно защищена зенитной и малокалиберной зенитной артиллерией с большим количеством прожекторов. Полет происходил в темную ночь в усложненных метеоусловиях. Тов. Милецкому было дано задание нанести удар с высоты 2000 м. Проведя два захода в сплошном огне зенитной артиллерии и в лучах прожекторов на заданной высоте, скопленя не обнаружил и решил снизиться до высоты 1000 м.  Обнаружил скопление большого количества эшелонов и в трех заходов сбросил свои бомбы. В результате вызвано 4 очага пожаров с большими взрывами с видимостью пламени до 50 км.

После первого награждения произвел 117 успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, а также на доставку боеприпасов партизанам с посадкой в тылу врага, за что награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

24.04.1943 года – полет одиночного самолета Р-5 в район населенного пункта Церковка на выброску парашютистов в глубокий тыл противника по спецзаданию и сброс боеприпасов и вооружения партизанам. Несмотря на неблагоприятные метеоусловия для полета, парашютисты и груз доставлены в заданную точку.

26.04.1943 года – полет одиночного самолета Р-5 ночью на выброску парашютистов в глубокий тыл противника и сброс груза для партизан.  Полет проходил в трудных метеоусловиях, но, благодаря умению и выдержке,  был точно выведен в район Савостье. При следовании в район цели самолет был обстрелян сильным огнем зенитной артиллерии. Прямым попаданием снаряда  была выведена из строя правая половина стабилизатора. Несмотря на это, задание выполнено отлично.

После второго награждения тов. Милецкий произвел  121 успешный боевой вылет на бомбардировку переднего края обороны противника, разведку его войск с одновременным бомбардированием  и с посадкой к партизанам для доставки грузов и вывоза раненных партизан, за что награжден вторым орденом Красного Знамени.

5.09.1943 года получил задание доставить груз партизанам в район Селявщины и вывезти от партизан раненных ответственных работников. Груз был доставлен благополучно, оттуда взято 6 раненых. В середине маршрута самолет был атакован немецким ночным истребителем. Чувствуя свою ответственность за раненых, тов. Милецкий огнем пулемета отбил все атаки истребителя, после чего умелым мавром летчики ушли от преследования. Раненые доставлены благополучно.

16.09.1944 года, будучи ведущим группы из 9  самолетов ПЕ-2,  тов. Милецкий получил задание подавить живую силу и технику противника на переднем крае в районе Гобакросс. 
В полете самолеты подвергались огню зенитной артиллерии, а затем атакам истребителей противника. Пара истребителей ФВ-190 атаковала самолет ведущего. Тов. Милецикий точным огнем своего пулемета сумел отбить все атаки и вывести самолет точно на цель. Задание было выполнено отлично.

После третьего награждения тов. Милецкий произвел  37 успешных боевых вылетов днем на самолете ПЕ-2 на бомбардирование переднего края обороны противника, где проявил мужество и отвагу.

18.09.1944 года выполнял днем боевое задание на самолете ПЕ-2  в качестве ведущего девятки на скопление танков и обозов противника в районе Огре. Полет проходил при трудных метеоусловиях – при облачности 10 баллов, видимости 2 км и дожде. Цель была насыщена крупнокалиберной зенитной артиллерией – до 3 батарей и малокалиберной зенитной артиллерией – 2 батарей.  Самолет ведущего получил сильные повреждения – прямым попаданием была пробита кабина летчика, повреждены фара и левая консоль.
Тов. Милецкий, проявив мужество и хладнокровие,  сумел точно вывести группу на заданную цель и благополучно возвратиться на свой аэродром. В этом вылете  разрушено 3 дома, уничтожена 1 автомашина,  в 3 местах разрушена шоссейная дорога.

13.11.1944 года – боевой вылет ведущим группы из 6 самолетов ПЕ-2 на бомбардировку живой силы и техники противника в районе Таувены по скоплению танков. Полет проходил при сплошной облачности на высоте 300 – 500 м, при сильном огне зенитной артиллерии. Несмотря на сложность метеоусловий, группа была точно выведена на цель и сбросила бомбы. При отходе от цели радиостанция наведения предупредила о появлении истребителей противника. Тов. Милеций, сообщив об этом группе, первым заметил приближение истребителей – пары ФВ-190. Отражая их атаки, вместе со стрелками-радистами сбил один  ФВ-190. Группа благополучно вернулась на свой аэродром.

21.12.1944 года – боевой вылет на бомбардирование живой силы и техники противника  в районе Эварджи. Полет проходил при сильном огне зенитной артиллерии. При заходе на цель левый ведомый был сбит. Самолет тов. Милецкого получил сильное повреждение. Несмотря на это, он сумел точно рассчитать и вывести группу точно на цель. В результате уничтожено  3 орудия зенитной артиллерии,  3 автомашины,  3 дома. Вызван 1 очаг пожара и 4 сильных взрыва.

За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками , за лично произведенные 305 успешных боевых вылетов, а также за нанесенный огромный ущерб в живой силе и технике и проявленные при этом мужество и отвагу  представляю к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза.

Командир 373 БАП майор Постнов 
8 марта 1945 года.

В апреле 1945 года 188-я бомбардировочная дивизия, которая к этому времени имела статус соединения Резерва Ставки Верховного Главнокомандования, была введена в состав 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта и участвовала в Берлинской операции и штурме Берлина, за что получила наименование Берлинской.

Биография подготовлена Л.Е.Шейнманом и Т.К.Каримовым.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.