Сидорович Александр Николаевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 9115
Сидорович Александр Николаевич – лётчик 79-го гвардейского штурмового авиационного полка 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант.
Родился 5 января 1924 года в деревне Маслогостицы, ныне Псковского района Псковской области в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил семь классов неполной средней школы и Ленинградский аэроклуб. Работал в Ленинграде на Кировском заводе.
В 1941 году призван Ленинградским ГВК в ряды Красной Армии. В 1943 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Молодой лётчик-штурмовик сержант А.Н. Сидорович прибыл на фронт в конце сентября 1943 года.
Воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. В боях Великой Отечественной войны на Гомельском, Жлобинском, Бобруйском направлениях, за освобождение Польши показывал образцы боевой работы.
За период с сентября 1943 по октябрь 1944 года лётчик 79-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии лейтенант А.Н. Сидорович, произвёл 102 эффективных боевых вылета с полной бомбовой нагрузкой, нанеся врагу большой урон в живой силе и технике.
За это время им было уничтожено или повреждено: 9 танков, 40 автомашин с грузом и солдатами, 2 тягача, 4 батареи полевой артиллерии, 6 миномётов, 2 батареи зенитной артиллерии, 3 склада с боеприпасами и горючим, 9 железнодорожных вагонов. Создал 14 очагов пожара со взрывами большой силы, истребил до 300 солдат и офицеров противника. В воздушном бою сбил 2 вражеских самолёта Фокке-Вульф-190. Сбросил над территорией противника 80 тысяч листовок.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Сидоровичу Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9115).
В дальнейшем участвовал в боях на Берлинском направлении. К концу войны гвардии старший лейтенант А.Н. Сидорович совершил 122 эффективных боевых вылетов с полной бомбовой нагрузкой, из которых 15 вылетов произвёл в качестве ведущего групп, а 35 вылетов – ведущим пар на разведку.
После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. Подполковник А.Н. Сидорович умер 27 марта 1957 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Шуваловском кладбище.
Награжден орденом Ленина (15.05.1946), двумя орденами Красного Знамени (04.07.1944, 04.06.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (04.10.1944), двумя орденами Красной Звезды (21.12.1943, …), медалями.
Из наградного листа к ордену Славы 3-й степени:
Тов. Сидорович дисциплинированный, грамотный лётчик с отличной техникой пилотирования. Материальную часть самолёта Ил-2 и вооружение знает отлично, эксплуатирует грамотно. Стреляет отлично, бомбит хорошо. Летает уверенно днём в сложных метеоусловиях. Правильно применяет противозенитный манёвр.
Свои первые боевые вылеты тов. Сидорович начал на Центральном фронте и за период с 22 октября по 18 декабря 1943 года произвёл 10 успешных боевых вылетов с полной бомбовой нагрузкой, из которых три раза участвовал в воздушных боях.
15.12.1943 года при выполнении боевого задания по уничтожению артбатарей противника на огневой позиции в районе Александров группа, в которую входил тов. Сидорович, подверглась нападению истребителей Фокке-Вульф-190, на самолёте Сидоровича был пробит маслорадиатор, на подбитом самолёте стал уходить на свою территорию, за ним погнались два Фокке-Вульф-190, умелым манёвром уклонялся от огня истребителей противника, а его воздушный стрелок гвардии старшина Ралец сбил самолёт противника Фокке-Вульф-190, что подтверждено 872 гаубичным артполком и истребителями прикрытия.
Тов. Сидорович умело произвёл вынужденную посадку, сохранив жизнь экипажа, прибыли боеспособными в часть.
Тов. Сидорович в бою смел и решителен. Задания, как правило, выполняет отлично и хорошо с длительным пребыванием над целью, действую до полного расхода боеприпасов. Служит примером для всего молодого лётного состава. Имеет ряд благодарностей.
Вывод: за образцовое выполнение боевых заданий и за сбитый экипажем самолёт Фокке-Вульф-190 достоин Правительственной награды ордена «Славы 3-й степени».
Командир 79-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Неделько.
19 декабря 1943 года.
Решением вышестоящего начальства вместо ордена Славы 3-й степени награжден орденом Красной Звезды (21.12.1943).
Из наградного листа к ордену Красного Знамени:
В полку и в действующей армии с 25.9.1943 года. Лётчик с отличной техникой пилотирования. Штурмовик-разведчик. Обладает хорошими волевыми качествами.
За отличное выполнение 10 боевых вылетов тов. Сидорович награжден Правительственной наградой орденом «Красная звезда».
После награждения за период с 21.12.1943 года по 29.6.1944 года произвёл ещё 20 успешных боевых вылетов, из которых на Паричско-Бобруйском направлении произвёл 10 боевых вылетов, из них четыре на разведку войск противника. В период указанной операции дважды участвовал в массированных налётах при прорыве оборонительной полосы противника и ликвидации окружённой группировки юго-восточнее Бобруйск.
Особенно свои волевые качества тов. Сидорович показал в данной операции, так 24.6.1944 года, не считаясь с усталостью, он четыре раза вылетал на штурмовку войск противника. За 20 успешных боевых вылета им уничтожено и подбито: 1 танк, до 11 автомашин с грузом и солдатами, подавил одну артбатарею и два орудия ЗА, уничтожил до 35 солдат и офицеров.
Задания выполняет отлично и хорошо. Служит примером для всего лётного состава полка.
Вывод: за образцовое выполнение 30 успешных боевых вылетов, проявляя при этом мужество и отвагу достоин Правительственной награды ордена «Красное Знамя».
Командир 79-го гвардейского штурмового авиационного Мозырьского полка гвардии майор Неделько.
29 июня 1944 года.
Из наградного листа к ордену Красного Знамени:
Отличный, тактически грамотный штурмовик-разведчик. Обладает хорошими волевыми качествами. В своей практической работе способен выполнять боевые задания в сложных метеоусловиях, произвёл 75 боевых вылетов.
После награждения второй Правительственной наградой орденом «Красное знамя» за период с 29 июня по 10 сентября 1944 года им произведено 35 успешных боевых вылетов с полной бомбовой нагрузкой. Тов. Сидорович из 35 боевых вылетов 24 вылетов произвёл ведущим пар на разведку. По своим разведданным дважды водил группы штурмовиков на уничтожение живой силы и техники противника. Им произведено три успешных воздушных боя.
10.9.1944 года выполняя разведывательный полёт в район Зеленка – Вавер (укрепрайон перед Варшавой) им был сфотографирован этот район, где обнаружено 12 артбатарей 4-х орудийного состава, 3 железнодорожных эшелона до 100 вагонов. Задача была выполнена отлично, за что получил благодарность от командира полка. По его разведданным неоднократно высылались группы штурмовиков на уничтожение живой силы и техники противника. За период вождения пар на разведку он потерь не имеет. Награжден денежной наградой в сумме 3000 рублей.
По случаю нахождения в длительной спецкомандировке Командира полка гвардии подполковника Неделько, представляю тов. Сидоровича к Правительственной награде, количество и эффективность боевых вылетов подтверждаю.
Вывод: за образцовое выполнение боевых заданий командования, за произведенные 35 успешных боевых вылетов с полной бомбовой нагрузкой, за умелое вождение пар на разведку и ведение разведки достоин Правительственной награды ордена «Красное Знамя».
Временно исполняющий должность командира 79-го гвардейского штурмового авиационного Мозырьского полка гвардии майор Борщов.
17 сентября 1944 года.
Решением вышестоящего начальства вместо ордена Красного Знамени награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (04.10.1944).
Из наградного листа к званию Героя Советского Союза:
На фронтах Великой Отечественной войны с сентября месяца 1943 года.
Бесстрашный лётчик штурмовик. Своими героическими боевыми подвигами на полях сражения с врагом, повседневным проявлением мужества, героизма и отваги в боях за Родину с немецко-фашистскими захватчиками завоевал авторитет лётчика-боевика.
Высококультурный и грамотный офицер, обладающий отличной техникой пилотирования. На поле боя показал исключительную преданность делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине в борьбе за правое дело.
Ни зенитная артиллерия, ни истребители противника, ни усложнённые метеоусловия, не мешают выполнять боевые приказы командования герою-лётчику Сидоровичу. Без страха он идёт к цели, эффективно уничтожая живую силу и технику врага.
Всего за период пребывания на Центральном и Белорусском фронтах с сентября месяца 1943 года по 24.10.1944 года, тов. Сидорович произвёл – 102 эффективных боевых вылета с полной бомбовой нагрузкой.
За это время им уничтожено или повреждено: танков – 9, автомашин с грузом и солдатами – 40, тягачей – 2, батарей полевой артиллерии – 4, миномётов – 6, батарей ЗА – 2, складов с боеприпасами и горючим – 3, железнодорожных вагонов – 9, создано 14 очагов пожара, в воздушном бою экипажем сбил 2 ФВ-190, истребил до 300 солдат и офицеров. Сброшено листовок на территории противника 80000 штук.
Точность выполнения боевых заданий подтверждались фотоснимками, командованием наземных частей, станциями целеуказаний и истребителями прикрытия.
В результате нанесённого удара Красной Армией по живой силе и технике в районе города Чернигов противник начал поспешно отходить за реку Днепр и создавать долговременную, многоэшелонированную оборону.
Перед наземными войсками стояла задача форсировать реку Днепр, а авиации парализовать оборону противника в местах прорыва и не дать возможности подходу резервов.
В этот ответственный момент 22.10.1943 года тов. Сидорович делает свой первый боевой вылет на штурмовку склада боеприпасов в районе Леваши, северо-западнее Холмечь.
Несмотря на то, что цель была прикрыта трёхслойным огнём зенитной артиллерии, мужественный лётчик сброс свой груз точно по цели.
В результате штурмовки возникли 4 очага пожара со взрывами большой силы. Лично тов. Сидорович в первом боевом вылете взорвал склад с боеприпасами.
28.10.1943 года при штурмовке артиллерийско-миномётных батарей противника в районе Леваши, самолёт тов. Сидоровича прямым попаданием снаряда ЗА был подбит – повреждены рули управления.
После выхода из атаки, благодаря отличной технике пилотирования и выдержки, тов. Сидорович привёл самолёт на свой аэродром и на повреждённом самолёте произвёл нормальную посадку.
Противник под натиском наших частей севернее Гомеля отходил на западный берег реки Днепр и в районе Жлобин, Мормаль, Короткевичи, Здудичи, Чирковичи образовал мощную оборону, которая препятствовала нашим войскам овладеть крупным пунктом и железнодорожным узлом Жлобин.
Перед авиацией была поставлена задача – бомбардировочными ударами взломать оборону и подавить его огневую систему.
Выполняя поставленную задачу, 15.12.1943 года группа в составе 6 самолётов Ил-2 в районе Александровка была атакована 10-ю ФВ-190.
Несмотря на повреждение самолёта, тов. Сидорович не бросил строя, а продолжал искусным манёвром прикрывать своего ведущего. Благодаря стойкости экипажей, в том числе и тов. Сидоровича, группа выполнила поставленную задачу, при этом лично тов. Сидорович сбил один ФВ-190.
После выхода группы на свою территорию, тов. Сидорович благополучно произвёл вынужденную посадку. В этом боевом вылете он уничтожил: одно артиллерийское орудие с прислугой и одно миномётное гнездо.
22.2.1944 года группе 6 самолётов Ил-2 была поставлена задача – штурмовать автоколонну с подходящими резервами противника на участке дороги Бобруйск – Рогачев. Тов. Сидорович, снижаясь до бреющего полёта, в упор расстреливал живую силу и технику врага, уничтожив при этом 5 автомашин с боеприпасами, и рассеял до взвода пехоты противника.
В период подготовки Бобруйско-Паричской операции, тов. Сидорович исключительно большое внимание уделил передачи своего боевого опыта молодому лётному составу, выполняя к этому времени боевые задачи в качестве заместителя группы и ведущего пары.
С началом боевых действий на Бобруйско-Паричском направлении, гвардии лейтенант Сидорович показал отличные образцы боевой работы.
В течение 24, 25-26.6.1944 года при сильном противодействии зенитного огня, в усложненных метеоусловиях, не зная усталости, тов. Сидорович производил по 3-4 боевых вылета в день. Взламывая долговременные сооружения, уничтожал живую силу и технику врага в опорных пунктах сопротивления – Николаевка, Чернин, Гамза, расчищая путь славной пехоте.
Последующими вылетами в составе групп участвовал в массированном налёте по уничтожению окружённой группировки противника юго-восточнее Бобруйска.
26.6.1944 года выполняя задания по штурмовке до 500 автомашин с отходящими войсками и техникой противника по дороге Бобруйск – Осиповичи, он поджёг 2 бензозаправщика, 4 автомашины и уничтожил один тягач, а всего группой было уничтожено и повреждено до 30 автомашин с войсками и техникой, создано более 10 очагов пожара и три взрыва большой силы, уничтожено до 40 солдат и офицеров.
С прорывом оборонительного рубежа противника, тов. Сидорович вёл разведку в интересах наземных частей и для действий на себя, своевременно предоставляя командованию ценные разведданные.
1.7.1944 года, являясь ведущим пары, выполнял разведывательный полёт для установления линии боевого соприкосновения и положения наших войск на участке дороги Минск – Слуцк. Обнаружив автоколонну с отступающей пехотой и техникой врага, тов. Сидорович бомбардировочно-штурмовым ударом приостановил движение автоколонны, уничтожив при этом 6 автомашин с боеприпасами и до 15 немецких солдат, и одновременно доложил командованию по радио об обнаруженной цели.
11.7.1944 года тов. Сидоровичу была поставлена задача – контролировать движение отходящих войск противника по дорогам: Коссово – Смоляница. Обнаружив скопление танков в районе Коссово, бомбардировочно-штурмовым ударом с применением бомб ПТАБ подорвал два танка.
4.8.1944 года, производя разведку отступающих войск противника у пункта Тонкеле (6 км западнее Дрогичин), обнаружил переправу через реку Западный Буг, о чём по радио доложил командованию.
На уничтожение переправы вылетела группа 6 самолётов Ил-2 и в результате штурмовки переправа была разрушена.
Тов. Сидорович повторным вылетом на фотографирование переправы обнаружил на дороге Скшешев – Могельница автоколонну до 70 единиц. Несмотря на сильный ЗА огонь, произвёл два захода, 5 атак и поджёг при этом 5 автомашин.
В полосе боевых действий полка наши войска, успешно продвигаясь вперёд, теснили врага в направлении Венгрув, Лохув, Тлущ.
14.8.1944 года ведущий пары тов. Сидорович, выполняя свободный полёт «охотника», обнаружил воинский эшелон с живой силой и техникой противника на станции Тлущ.
Станция Тлущ была прикрыта сильным ЗА огнём. Применяя противозенитный манёвр, тов. Сидорович атаковал железнодорожный эшелон, уничтожив при этом: 3 железнодорожный вагона, до 10 солдат и разрушил железнодорожное полотно.
По данным его разведки на штурмовку эшелона вылетела группа 6 самолётов Ил-2, которой было уничтожено: 1 паровоз, 8 железнодорожных вагонов, разрушено станционное здание, создано 3 очага пожара, убито и ранено до взвода пехоты противника.
Восточнее Радзымин наши наземные войска встретили упорное сопротивление врага. На уничтожение танков, артиллерийско-миномётных батарей и живой силы противника в районе Крашев, Рошитув – 26.8.1944 года вылетела группа 4 самолёта Ил-2 – ведомый т. Сидорович. Прибывая над целью более 25 минут, группа прижала пехоту противника к земле, чем обеспечила подход наших частей на выгодный рубеж.
В этом вылете группа уничтожила: 2 артиллерийских орудия, подавила огонь 3-х орудий МЗА и уничтожила до 15 солдат. В этом полёте самолёт Сидоровича огнём ЗА был подожжён.
Тов. Сидорович сумел сбить пламя огня и благополучно произвести посадку на передовой линии наших войск.
1.9.1944 года, выполняя разведку в районе Радзымин – разведчик Сидорович боем вскрыл в заданном ему районе всю систему обороны и огневые средства противника, доставил командованию ценные разведданные, подтвердив их фотоснимками.
После этого в составе группы трижды летал в этот район на уничтожение танков, артиллерийско-миномётных батарей и живой силы противника, нанося непоправимый урон врагу.
В последующих вылетах в качестве заместителя ведущего групп, тов. Сидорович содействовал форсированию нашими войсками рек Западный Буг – Нарев, расширению Наревского плацдарма. Участвовал в ликвидации важных опорных пунктов противника, Вышкув, Сероцк, Радзымин, Марки, Прага.
Северо-Западнее Праги в районе Яблонна – Легионово, Лайски противник сосредоточил большое количество артиллерии, миномётов и другой техники, оказывая упорное сопротивление нашим войскам.
13-14.10.1944 года, тов. Сидорович по 4 раза в день летал на уничтожение оборонительных сооружений и техники противника в район Яблонна, Легионово, Лайски.
В результате штурмовых ударов враг понёс большие потери и был потеснён.
16.10.1944 года дважды производя разведку в районе Гуты, Побылково-Дуже на Наревском плацдарме, вскрыл оборону на этом участке, подтвердив свои разведданные фотоснимками, за что тов. Сидоровичу приказом командира дивизии была объявлена благодарность.
Противник упорно удерживал опорный пункт Заблоце, сосредоточил в нём большое количество танков, артиллерии и миномётов.
24.10.1944 года в составе группы совершая свой сотый боевой вылет, тов. Сидорович закрепил его уничтожением двух танков и 1 артиллерийского орудия в опорном пункте Заблоце.
Тов. Сидорович приобрёл богатый боевой опыт по нанесению прицельных бомбардировочно-штурмовых ударов. Этот опыт он умело передаёт молодому лётному составу.
Его отвага и мужество в бою, его культурность и скромность в быту создали ему непреложный авторитет среди всего личного состава полка.
За период своей боевой работы на Центральном и Белорусском фронтах, из молодого лётчика – сержанта тов. Сидорович вырос до временно исполняющего обязанности заместителя командира авиаэскадрильи – гвардии лейтенанта, закалённого в боях, смелого офицера-штурмовика.
Отважный лётчик-штурмовик в своей практической работе способен выполнять боевые задания в сложных метеоусловиях.
Из 102 успешных боевых вылетов, 15 вылетов им произведены в качестве ведущего пар, 10 раз в качестве ведущего группы и с этой задачей справляется отлично.
Политически развит хорошо. Морально устойчив. Требовательный молодой офицер с высокими моральными качествами. В военном и политическом отношении подготовлен хорошо.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом бесстрашие, героизм, мужество и отвагу, за грамотное вождение пар и групп и отличную разведку, за совершённые лично 102 эффективных боевых вылетов с полной бомбовой нагрузкой – достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».
Командир 79-го гвардейского штурмового авиационного Мозырьского ордена Александра Невского полка гвардии подполковник Неделько.
20 ноября 1944 года.
Из наградного листа ко второму ордену Красного Знамени:
На фронтах Отечественной войны с сентября месяца 1943 года. Отличный, тактически грамотный лётчик-штурмовик-разведчик. Обладающий отличной техникой пилотирования. В своей практической работе способен выполнять боевые задачи днём в сложных метеоусловиях.
После представления к высшей Правительственной награде званию «Герой Советского Союза» на 1 мая 1945 года им произведено ещё 20 успешных боевых вылетов.
Всего за период Отечественной войны он произвёл 122 эффективных боевых вылетов с полной бомбовой нагрузкой, из которых 15 вылетов произвёл в качестве ведущего групп, 35 вылетов произвёл ведущим пар на разведку, с этой задачей справляется хорошо.
По своим разведданным трижды водил группы штурмовиков на уничтожение живой силы и техники противника. Задания выполнял отлично, подтверждая их фотоснимками.
С 14.4.1945 года на Берлинском направлении он в исключительно сложных метеоусловиях пробивается к цели и уничтожает врага в опорных пунктах.
16.4.1945 года выполнял разведывательный полёт по восстановлении линии боевого соприкосновения и положения наших войск. Задание выполнил отлично, доставив достоверные данные Командованию.
19.4.1945 года выполнял в паре разведывательный полёт, в лесу северо-восточнее Штраусберг, обнаружил до 35 танков и артминбатареи. Доставив Командованию ценные сведения, он через 20 минут после посадки повёл группу на уничтожение данной цели.
В групповой атаке уничтожено: 4 танка, 2 полевых орудия, одна минбатарея, убито и ранено до 30 солдат.
Тов. Сидорович приобрёл богатый боевой опыт по нанесению прицельных бомбардировочно-штурмовых ударов. Этот опыт он умело и грамотно передаёт лётному составу.
Умело готовит лётный состав в навигационной подготовке, в результате его эскадрилья потерь ориентировок не имеет. Хорошо мобилизует личный состав на выполнение поставленных боевых задач.
Умелый руководитель. Требовательный к себе и подчинённым. Дисциплинирован. Морально устойчив. В военном и политическом отношении подготовлен хорошо.
За образцовую боевую работу, за грамотное вождение групп и ведение разведки, за произведённые 20 боевых вылетов достоин Правительственной награды ордена «Красное Знамя».
По случаю нахождения на длительном излечении Командира полка гвардии подполковника Неделько, представляю тов. Сидоровича к Правительственной награде, количество и эффективность боевых вылетов подтверждаю.
Временно исполняющий должность командира 79-го гвардейского штурмового авиационного Мозырьского ордена Александра Невского полка гвардии подполковник Борщов.
8 мая 1945 года.
Биографию подготовил:
Арсеньев А.Я., Арсеньева А.П. Псковичи - Герои Советского Союза. Л., 1983
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984
Псковские богатыри. Л., 1964.