Компанеец Михаил Максимович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 10229
Орден Ленина № 331970
Компанеец Михаил Максимович – кочегар парохода Черноморского государственного морского пароходства Министерства морского флота СССР, Одесская область Украинской ССР.
Родился 25 марта 1911 года в уездном городе Мариуполь Екатеринославской губернии, ныне – Донецкой области Украины, в семье портового рабочего. Украинец.
В 1923 году окончил 4 класса школы, после чего с 1929 по 1933 год работал на Мариупольском металлургическом заводе имени Ильича (ныне Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича).
С 1934 года – на морском флоте. Работал матросом на плавучем маяке «Беглицкий» в Азовском море. С 1936 года – кочегар парохода «Шахтер», а затем «Десна».
В период Великой Отечественной войны продолжал ходить кочегаром на судах Черноморского пароходства, обеспечивая войсковые перевозки и эвакуацию. В период обороны Одессы – кочегар парохода «Большевик», после потопления парохода авиацией противника, был переведен на пароход «Десна» и обеспечивал эвакуацию Новороссийска до гибели парохода на вражеской мине. На пароходе «Чапаев» участвовал в преевозках по обеспечению войск, оборонявших Севастополь до гибели парохода на мине в районе мыса Фиолент. После этого – кочегар парохода «Красный Профинтерн», а с августа 1942 года – старшина кочегаров ледокола «Торос». Обеспечивал не только надежный ход судов, но и минимальную дымность, что было чрезвычайно важно для обеспечения скрытности переходов. За мужество, проявленное в годы войны, 25 мая 1945 года приказом Командующего Черноморским флотом был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени*.
После войны продолжал работать в Черноморском пароходстве . С 1947 года – кочегар парохода «Генерал Черняховский». Стал одним из лучших кочегаров, была создана школа передового опыта. В 1956 году был направлен во Францию для приемки парохода «Иван Сеченов», оснащенного принципиально новым котлом – на жидком топливе и с использованием элементов автоматики для управления котлом. Освоил не только эксплуатацию котлов, но и ремонт машин и палубных механизмов, обеспечив значительную экономию топлива.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Компанейцу Михаилу Максимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот.
Продолжал работать на судах «Академик Шиманский» и «Авача» до 1972 года. С 1972 года – на пенсии. Жил в Одессе.
Умер 14 февраля 1974 года. Похоронен на Русско-Славянском кладбище Одессы.
Награжден орденом Ленина (03.08.1960), Отечественной войны 2-й степени (25.05.1945), Трудового Красного Знамени (04.11.1953), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (29.03.1952), «За оборону Одессы».
* В наградном листе и приказе о награждении орденом Отечественной войны 2-й степени фамилия указана как Компаниец
Биографию подготовил:
Документы на сайте «Подвиг народа»
Публикации в сети Интернет
Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.