Герой Социалистического Труда
Транспорт: Флот
Козловский Константин Игнатьевич

Козловский Константин Игнатьевич

19.03.1904 - 12.1980

Герой Социалистического Труда

Даты указов

09.08.1963

Медаль № 8720

Орден Ленина № 343986

Козловский Константин Игнатьевич – капитан теплохода Балтийского морского пароходства Министерства морского флота СССР, город Ленинград.

Родился 19 марта 1904 года в городе Томск в семье служащего.

Трудиться начал в 1915 году. Работал учеником в типографии газеты «Приамурские ведомости» в городе Хабаровск, чернорабочим на лесозаготовках. В 1920 году окончил городское училище в городе Николаевск (ныне – Николаевск-на-Амуре Хабаровского края). В августе 1920 года добровольцем вступил в Амурскую военную флотилию Народно-Революционного фронта Дальневосточной республики. Служил рулевым на канонерской лодке «Сибиряк», посыльном судне «Охотск» и других судах. В 1925 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В 1925-1926 годах – помощник капитана парохода «Николаевск». В 1926 году вернулся на военную службу. Служил главным рулевым на кораблях Дальневосточной флотилии морпогранохраны ОГПУ. После увольнения в запас в 1928-1929 годах работал помощником капитана и капитаном парохода «Вега» Дальгосторга, совершавшего рейсы в труднодоступные пункты Приморского побережья с грузами для местного населения. В 1930-1931 годах работал плотником и боцманом на пароходе «Вацлав Воровский», 3-м помощником капитана на теплоходе «Крестьянка» Дальневосточного государственного морского пароходства. В 1931 году окончил Владивостокские курсы штурманов и получил диплом штурмана дальнего плавания.

В 1931-1932 годах помощник капитана парохода «Сахалин». В 1932 году переведен на ледорез «Фёдор Литке», на котором участвовал в экспедиции группы судов Наркомата водного транспорта (НКВТ) СССР в устье реки Колыма. Из-за сложнейшей ледовой обстановки суда были вынуждены зимовать в Чаунской губе (ныне территория Чукотского автономного округа). Штурману Козловскому пришлось не только прокладывать курс на карте, но и, возглавив подрывную партию, взрывать преграждавшие путь торосы. Летом 1933 года был назначен заместителем начальника экспедиции. Приложил немалые усилия для возвращения судов в порт Владивосток.

Осенью 1933 года участвовал в новом походе ледореза, пытавшегося пробиться на помощь к вмерзшему в лед пароходу «Челюскин». Однако попытка не увенчалась успехом: ледорез оказался в аварийном состоянии и был отозван в бухту Провидения. В 1934 году участвовал в первом сквозном переходе ледореза из Владивостока в Мурманск, продолжавшемся 83 суток. В последующие годы продолжал активно участвовать в арктических плаваниях в должности старшего помощника капитана пароходов «Север». «Анадырь», «Сталинград». В 1937-19338 годах в качестве заместителя начальника Обь-Енисейской экспедиции НКВТ СССР провел две зимовки в Арктике. С мая 1938 по 1939 год – капитан парохода «Сталинград», выполнявшего ответственные рейсы за рубеж. В 1939 году окончил курсы усовершенствования капитанов при Ленинградском институте инженеров водного транспорта.

В 1939-1940 годах прошел военную подготовку на курсах начсостава Балтийского флота, после чего был назначен дублером командира базового тральщика «Т-208». В начале Великой Отечественной войны вновь работал в торговом флоте, но был мобилизован в Военно-морской флот и возглавил корабль воздушного наблюдения «ВН-14» Каспийской военной флотилии, ставший в 1942 году плавбазой «Тельман», которая до 1944 года обеспечивала боевую деятельность сил флотилии. В 1944-1945 годах – заместитель командира 21-го аварийно-спасательного отряда Черноморского флота. В 1945 году переведен на Тихоокеанский флот (ТОФ) командиром гидрографического судна «Ханко». В 1945-1946 годах – командир отряда десантных кораблей ТОФ. Во время войны с Японией в августе 1945 года участвовал в высадке десанта и освобождении Северной Кореи.

Демобилизовавшись из ВМФ, с мая 1946 года трудился в Балтийском морском пароходстве (БМП). В 1946-1949 годах – капитан пароходов «Горняк», «Павловск», «Якутск», «Мста» и теплохода «Александр Матросов» на которых совершал длительные заграничные рейсы в различные районы Мирового океана. С октября 1949 года – капитан парохода «Иван Ползунов». В навигацию 1952 года совершил на нем экспериментальный рейс Ленинград – Певек, обойдя Новосибирские острова с севера. В сложнейших условиях обеспечил безаварийное плавание судна, доказав возможность использования высокоширотного варианта для осуществления транспортных перевозок.

В 1960-1964 годах – капитан теплоходов «Станиславский», «Сретенск», «Красноград», Менделеев», выполнявших перевозки государственных и народнохозяйственных грузов в порты Кубы и Европы. С успехом применил способ загрузки трюмов сыпучими грузами навалом, без мешков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Козловскому Константину Игнатьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1964 году вновь возглавил экипаж парохода «Иван Ползунов», а вскоре принял у финских судостроителей «Сухогруз «Костромалес» и в течение 2 лет выполнял на нем рейсы в порты многих стран мира.

С 1966 года – на пенсии, но не порвал связи с пароходством. В качестве общественного капитана-наставника БМП внес значительный вклад в подготовку молодых судоводителей.

Жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Умер в декабре 1980 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Награжден 2 орденами Ленина (04.11.1953, 09.08.1963), орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени (29.03.1952), медалями.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.