Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Мерлис Пётр Миронович

Мерлис Пётр Миронович

05.07.1908 - 07.03.1994

Герой Социалистического Труда

Даты указов

20.09.1963

Медаль № 10433

Орден Ленина № 344446

Мерлис Пётр Миронович — заместитель главного конструктора Коломенского тепловозостроительного завода имени В.В. Куйбышева Московского областного совнархоза.

Родился 5 июля 1908 года в деревне Щёлково Богородского уезда Московской губернии (ныне город Щёлково Московской области) в семье инженера-химика. Еврей.

После окончания школы-девятилетки в 1926-1929 годах работал слесарем на Щёлковском химическом заводе. В 1929 году поступил в механико-машиностроительный институт в городе Нижний Новгород (в 1932-1990 годах — Горький), который окончил в 1933 году по специальности дизелестроение.

В 1933 году направлен инженером-конструктором на Коломенский машиностроительный (с 1946 года — паровозостроительный) завод имени В. В. Куйбышева в городе Коломна Московской области. В 1934-1935 годах проходил военную службу в составе 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота. В 1935-1939 годах — вновь инженер-конструктор, руководитель группы Коломенского машиностроительного завода, а с 1939 года — ведущий конструктор первого двухтактного дизеля размерности 23х30.

В мае 1940 года под руководством П. М. Мерлиса и Д. Г. Адашева были изготовлены рабочие чертежи дизеля 30Д, несколько месяцев ушло на то, чтобы его построить. В апреле 1941 года дизель сделал первые обороты, а в июне уже работал на полную мощность. Испытания выявили ряд дефектов. Дизель имел высокий уровень вибрации и шума, большую дымность и ещё кое-какие недостатки. Требовалось довести его до соответствующей кондиции. Но началась Великая Отечественная война, и работы пришлось отложить.

В октябре 1941 года вместе с заводом эвакуирован в город Киров. Работал старшим мастером по моторам танков. Участвовал в создании новой самоходной артиллерийской установки. В августе 1944 года направлен на завод в Харьков Украинской ССР на восстановление паровозостроительного завода.

В Харькове руководил конструкторским бюро и выполнил проект модернизированного дизеля 30Д с пониженным числом оборотов коленчатого вала и увеличенной экономичностью за счёт применения газотурбинного наддува. Однако министерство проект не утвердило: газотурбинный наддув на подобных двухтактных дизелях в то время не применялся, и доводка его могла затянуться.

В августе 1947 года вернулся в Коломну. Работал ведущим конструктором по дизелям и одновременно заместителем главного конструктора Коломенского паровозостроительного (с 1956 года — тепловозостроительного) завода.

Много лет напряжённого труда по доработке машины дали ощутимый результат. В июле 1955 года дизель 30Д успешно прошёл межведомственные испытания. И на его базе начались интенсивные научно-исследовательские работы по созданию целого семейства новых дизелей с двухступенчатой системой наддува с использованием энергии выхлопных газов. В 1957 году созданы 12-цилиндровый реверсивный дизель 40Д, а в ноябре – дизель 11Д45 – самый мощный тепловозный двигатель в мире. Этот дизель устанавливали на скоростные пассажирские тепловозы ТЭП60. Постройка дизелей 40Д и их модификаций вывела Коломенский тепловозостроительный завод в число наиболее передовых дизелестроительных предприятий мира. В 1960 году за создание дизеля 40Д награждён большой золотой медалью ВДНХ СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 20 сентября 1963 года Мерлису Петру Мироновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1965-1969 годах — главный конструктор по машиностроению, а с марта 1969 по июль 1981 года — заместитель главного конструктора по перспективному проектированию дизелей Коломенского тепловозостроительного завода имени В. В. Куйбышева Министерства тяжелого, транспортного и энергетического (с мая 1975 года — тяжелого и транспортного) машиностроения СССР.

Творческая мысль П. М. Мерлиса заложена и в созданных на заводе других дизелях — типа Д49 и Д56. Дизели, творцом, автором которых он является, не один десяток лет несут трудовую вахту на тепловозах, надводных кораблях и подводных лодках.

С июля 1981 года — на пенсии. Жил в городе Коломна Московской области.

Умер 7 марта 1994 года. Похоронен на Старом городском кладбище городского округа Коломна.

Лауреат Государственной премии СССР (1971) – за создание новых дизелей типа Д42.

Награждён орденами Ленина (20.09.1963), Красной Звезды (20.01.1943), медалями.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Кузовкин А.И. Герои-коломенцы. - Коломна, "Лига", 2010