Щёголев Владимир Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 17882
Орден Ленина № 425027
Щёголев Владимир Иванович - конструктор военной техники, начальник отделения Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики Министерства оборонной промышленности СССР, Москва.
Родился 14 июля 1916 года в городе Новохопёрск Воронежской губернии, ныне в составе Воронежской области. Русский. Из семьи служащих. С 1924 года жил в городе Аолуйки, где окончил 8 классов школы 2-й ступени в 1931 году.
В 1931 году приехал в Москву и в феврале этого года поступил на работу в Всесоюзный электротехнический институт имени В.И. Ленина, трудился там до августа 1934 года лаборантом, техником, старшим лаборантом. В 1934 году окончил 10 классов средней школы в Москве без отрыва от производства и поступил в Московский энергетический институт.
Во время обучения окончил курсы высшей вневойсковой подготовки (по линии войск связи) с присвоением воинского звания младшего лейтенанта запаса. В сентябре-ноябре 1939 года призывался на короткое время в Красную Армию, командир роты 5-го запасного полка связи Московского военного округа (Брянск).
В 1940 году окончил с отличием Московский энергетический институт имени В.М. Молотова. С июля 1940 года трудился в Всесоюзном энергетическом институте: старший техник, инженер. В июне 1941 года зачислен в аспирантуру Всесоюзного энергетического института, но учиться в ней не пришлось - началась война.
Сразу после начала Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года, инженер-лейтенант В.И. Щёголев был призван в Красную Армию Октябрьским районным военкоматом города Москвы. С июня 1941 года - начальник станции слепой посадки самолётов «Ночь-1» 70-го батальона аэродромного обслуживания, с ноября 1941 года - начальник службы земного обеспечения самолётовождения 51-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (в декабре 1941 года переименована в 1-ю ночную тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию, в марте 1942 - в 17-ю авиационную дивизию дальнего действия), с января 1942 года - командир 58-й отдельной роты земного обеспечения самолётовождения в штурманской службе этой дивизии. Части этой дивизии действовали на западном стратегическом направлении, участвовали в Московской битве. Его рота была отличным подразделением, не имела случаев срыва навигационного обеспечения бомбардировщиков, привела на свои аэродромы 86 самолётов, экипажи которых потеряли ориентировку.
С мая 1943 года - начальник отделения и начальник отдела радионавигационного обеспечения Управления связи и радионавигации Авиации дальнего действия (с декабря 1944 года - 18-й воздушной армии). В этой должности
организовал работы диспетчерской службы радионавигационного обеспечения штаба АДД, освоение в войсках новых радиомаяков «Опал» и «Сатурн». Лично обеспечивал радионавигационное обеспечение операций
дальней авиации на западном и берлинском направлениях с командных пунктов в Андреаполе (Калининская область, 1943-1944) и в Бресте (1944-1945). За образцовое выполнение служебных обязанностей в
боевых условиях дважды награждался боевыми орденами.
В июле 1946 года инженер-майор В.И. Щёголев уволен в запас. Вернулся в Москву и с октября 1946 года продолжил учёбу в аспирантуре Всесоюзном энергетическом институте имени В.И. Ленина. В 1949 году успешно защитил кандидатскую диссертацию.
В 1949 году был распределён в ЦНИИ-173 (с марта 1966 - Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики), специализировался на проектировании приборов военного назначения: старший инженер, с ноября 1951 - начальник лаборатории, с июля 1955 года - начальник отдела, с февраля 1971 года - начальник отделения. В 1955-1977 годах - руководитель
научно-технического направления по разработке танковых стабилизаторов, один из крупнейших специалистов в СССР в этой области. В 1950-х годах про его руководством разработаны первые советские
электрические и электрогидравлические стабилизаторы танкового вооружения «Горизонт», «Циклон», «Ливень» и другие. Тем самым была решена задача прицельного ведения артиллерийского огня танков на
ходу.
В последующие годы руководил созданием нового поколения гидравлических стабилизаторов с силовым приводом для танков Т-64, созданием первых отечественных приборов управления артиллерийским огнём
(устанавливались на знаменитых советских танках Т-64Б, Т-72, Т-80). Под его руководством выполнены НИОКР по темам «Енисей», «Орион», «Акация», разработаны 8 стандартов предприятия, разработана прикладная программа для персональной ЭВМ.
«За выдающиеся заслуги в создании и освоении производства специальной техники» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1976 года («закрытым») Щёголеву Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя
Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Продолжал активную научно-конструкторскую деятельность в ЦНИИГА: с сентября 1977 года - вновь начальник отдела, с марта 1980 - ведущий конструктор, с июля 1989 года - инженер 1-й категории. С июля 1991 года - на пенсии.
Автор 56 научных работ, обладатель 34 авторских свидетельств на изобретения.
Жил в городе-герое Москве. Скончался 28 октября 2006 года, на 91-м году жизни. Похоронен на Ясеневском кладбище Москвы.
Награждён 2 орденами Ленина (1971, 15.09.1976), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (4.06.1945, 11.03.1985), орденами Красной Звезды (12.03.1943), «Знак Почёта» (1966), медалями, в том числе «За оборону Москвы» (1944)..
Ленинская премия (1958).
Сердечная благодарность работникам ОАО "ЦНИИАГ" (директор А.Б. Шаповалов, начальник отдела кадров Н.В. Севастьянова) за предоставленные материалы к биографии!
Биографию подготовил:
Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Биографическая энциклопедия. 2010.
Документы на сайте «Подвиг народа»