Герой Социалистического Труда
Научная деятельность
Сатель Эдуард Адамович

Сатель Эдуард Адамович

20.08.1885 - 20.08.1968

Герой Социалистического Труда

Даты указов

28.08.1965

Медаль № 10459

Орден Ленина № 342677

Сатель Эдуард Адамович – профессор Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана, доктор технических наук.

Родился 20 августа 1885 года в городе Москва в семье служащего Адама Игнатьевича Сателя и учительницы французского языка Амалии Юльевны Сатель. Француз (в автобиографии указывал: отец – полуфранцуз, мать – француженка). В 1902 году окончил реальное училище при реформаторской церкви в Москве.

Учебу продолжил в на механическом отделении Императорского Московского Технического Училища (ныне – МГТУ им Н. Э. Баумана). В 1904–1908 годах включился в революционную деятельность, участвовал в организации подпольных типографий РСДРП в Москве.

Во время учебы, с 1908 года работал на Людиновском локомобильном заводе. Как конструктор участвовал в работе по разработке, испытанию и отладке серии нового типа промышленных локомобилей – локомобилей перегретого пара. После окончания училища в 1911 году продолжал работать на Людиновском заводе в качестве конструктора и руководителя опытной станции.

В 1912 году за успехи в работе на Людиновском заводе был командирован за границу за счет средств Училища, для изучения конструкций, технологий и организации производства локомобилей и дизелей. Посетил ряд заводов Германии, Англии и Швейцарии. Владея английским, немецким и французским языками, имел возможность изучать передовую технику и организацию производства непосредственно на заводах и в лабораториях. В начале 1914 года, вернувшись из командировки, выступил на собрании Политехнического общества с докладом, в котором наметил пути технологического и организационного совершенствования и прогресса отечественного машиностроения, быстрейшего освоения новых достижений техники, а также пути самостоятельного развития машиностроения в России.

С января 1914 года работал на крупнейшем в то время Коломенском паровозостроительном заводе начальником производства дизелей, а затем начальником производства всего завода. В 1917 году как член Чрезвычайного Комиссариата участвовал в национализации этого завода, а в июле 1918 года был назначен его техническим директором.

В мае 1920 года был переведен в отдел металлов Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), где был назначен руководителем Бюро образцовых заводов, созданных по заданию Ленина, и заместителем председателя экономического бюро по переводу национализированных предприятий на хозяйственный расчет. Занимался технической и организационно-экономической перестройкой таких крупных заводов как «Электросталь», «Геодезия», «Инструментальный» и другие.

В мае 1923 года был назначен техническим директором Московского машиностроительного треста, объединявшего крупнейшие заводы московского региона. Под его руководством были освоены десятки новых для России конструкций и изделий: станки, инструменты, литейные машины, холодильные автоматы, гидронасосы, водяные турбины и т.д. По инициативе Э.А. Сателя и при его непосредственном руководстве коренным образом были реконструированы и реорганизованы такие заводы как «Красный пролетарий», «Фрезер», «Серп и молот», «Борец», «Компрессор», «Красная Пресня», завод подъемных машин и др.

С начала 1920-х годов включился в подготовку инженерно-технических кадров для молодо го отечественного машиностроения. В период с 1922 по 1930 год преподавал курсы организации производства в Московском промышленно-экономическом институте (ныне Государственный университет управления), где им позже была создана кафедра "Организация машиностроительного производства". В 1925 году Э.А. Сателю было присвоено ученое звание профессора по специальности технология и организация машиностроения. В 1925–1927 годах работал профессором в институте им. Г.В.Плеханова по кафедре "Организация машиностроения". В 1928–1930 годах – первый проректор по учебной и научной части, заведующий кафедрой Промышленной академии имени И.В. Сталина.

Вёл большую работу по технической организации нового советского машиностроения. Современники высоко ценили научные и организаторские способности инженера Сателя, называя специалистом по «запускам новых производств».

В мае 1931 года приказом наркома тяжелой промышленности С.Орджоникидзе Э.А. Сатель был направлен техническим директором на Сталинградский тракторный завод. Под его руководством впервые было освоено непрерывно-поточное производство тракторов. Была решена задача создания за рекордные сроки (считавшиеся иностранными специалистами нереальными) сельскохозяйственного и транспортного трактора СТЗ- НАТИ, полностью разработанного и произведенного без иностранной помощи. Это стало возможным благодаря созданной Э.А. Сателем широкой кооперации проектных, конструкторских, производственных, строительно- монтажных, технологических организаций и предприятий, работающих по единому скоординированному плану.

В течение 1933–1935 годах на заводе была успешно решена задача организации в короткие сроки наряду с гражданской продукцией массовое производство оборонной техники. Удалось наладить поточно-массовое производство специальной техники оборонного назначения на гусеничном ходу. За эту работу Э.А. Сатель был награждён орденом Ленина и в 1935 г. по рекомендации С.Орджоникидзе принят в члены ВКП(б)/КПСС минуя кандидатский стаж. Несмотря на огромную занятость на заводе, возглавлял в 1933–1935 годах созданную им кафедру технологии машиностроения и организации производства в Сталинградском механическом институте.

В 1935 году назначен техническим директором, а 1936 году – директором Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) в городе Краматорск Сталинской (ныне – Донецкой области Украины), где организовал производство оборонной продукции.

В 1937 году отозван в Москву для организации кафедры «Специальная технология», готовящей специалистов в области производства стрелково-пушечного вооружения и боеприпасов. В 1938–1939 годах при его активном участии такая кафедра была создана в МВТУ имени Н.Э. Баумана. С 1940 по 1963 год заведовал кафедрой М-8 (ныне – СМ12), возглавив школу советских учёных и производственников, работающих в области качества обработки поверхности деталей и их эксплуатационных свойств, разработки технологических способов повышения надёжности и долговечности машин. Один из основоположников научной школы технологии машиностроения.

В январе 1936 года был назначен техническим директором, а потом директором строящегося Новокраматорского машиностроительного завода тяжелого машиностроения. Под его руководством впервые в СССР на заводе был создан стан непрерывного проката. На заводе было организовано спецуправление, через которое проходили оборонные заказы, началось строительство уникального термического цеха, ямные печи которого были предназначены для обработки длинномерных артиллерийских стволов и судовых валов длиной до 25 м.

В январе 1937 году был переведен на работу в Наркомат вооружения СССР: вначале заместителем начальника 1-го Главного управления, а с 1939 года – начальником этого же управления, председателем технического совета и членом Коллегии наркомата вооружения. Работая на этих высоких постах в кругу «великих оборонщиков» (Д.Ф. Устинов, Б.Л. Ванников, В.А. Малышев и др.), Э.А. Сатель разрабатывал научно-технические и организационно-экономические основы создания высокоэффективных артиллерийских и стрелковых систем. В годы Великой Отечественной войны как председатель технического комитета Наркомата вооружения СССР и член коллегии Наркомата вёл большую работу по коренной реконструкции многих предприятий и переводу их на массовое и крупносерийное производства.

Работу в Наркомате вооружения Э.А. Сатель успешно сочетал с педагогической деятельностью. В 1939 году возглавил кафедру технологии производства машин на факультете специального машиностроения в родном училище, к тому времени - в Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э. Баумана, выпускающую инженерные кадры для Наркомата вооружения. В 1941 году защитил докторскую диссертацию, в основе которой лежали результаты его работы по учету особенностей технологии изготовления деталей при их конструировании.

Продолжая заведовать кафедрой в МММИ имени Н.Э. Баумана, Э.А. Сатель возглавлял кафедру организации производства в Московском инженерно-экономическом институте имени С.Орджоникидзе. С 1947 по 1950 год работал в должности проректора по научной и учебной работе в вузе специального назначения – Академии промышленности вооружения, занимаясь постановкой учебного процесса и научных исследований.

Заведовал кафедрой в МВТУ имени Н.Э. Баумана до 1962 года, а затем работал профессором этой кафедры до конца жизни.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1965 года за выдающиеся заслуги в развитии машиностроения, подготовке инженерных и научных кадров и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения Сателю Эдуарду Адамовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Работая в МВТУ имени Н.Э. Баумана, МИЭИ имени С.Орджоникидзе и Академии вооружения, был постоянно вовлечён в научно- общественную деятельность. С 1950 по 1968 год он возглавлял секцию экономики и организации производства в Московском доме учёных, был членом многочисленных экспертных советов, председателем комиссий и секций, имеющих непосредственное отношение к проблемам экономики и организации производства.

Жил в Москве. Умер 20 августа 1968 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (10.06.1946).

Доктор технических наук. Профессор (1929).

Награждён 2 орденами Ленина (17.05.1932; 25.08.1965), орденами Кутузова 2-й степени (16.09.1945), Отечественной войны 1-й степени (18.11.1944), 3 орденами Трудового Красного Знамени (18.04.1942; 05.08.1944; 15.09.1961), орденом Красной Звезды (08.06.1939), медалями.

В память о выдающемся технологе и организаторе промышленности в 1974 г. на фасаде исторического здания Главного корпуса МВТУ имени Н.Э. Баумана была открыта мемориальная доска.

Основные труды:
- «Инструментальное дело» (1940);
- «Технология и технические ресурсы машиностроения» (1943);
- «Развитие технологии машиностроения и его научные задачи» (1947);
- «Технологичность конструкции» (1953);
- «Справочник машиностроителя» в 6-х томах (1955);
- «Некоторые вопросы поверхностного упрочнения» (1955);
- «Чистота поверхности деталей машин» (1956);
- «Основы организации и планирования машиностроительных предприятий СССР» (1957);
- «Организация, планирование и экономика вспомогательных хозяйств машиностроительного завода» (1957);
- «Повышение долговечности деталей машин» (1959);
- «Основы технической подготовки производства и организация труда» (1959);
- «Организация, планирование и экономика основных цехов машиностроительных заводов» (1962);
- «Технологические способы повышения долговечности машин» (1964, 1969);
- «Проблемы развития технологии машиностроения» (1968)


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Публикации в сети Интернет