Шарков Алексей Мефодиевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 2850
Орден Ленина № 79107
Шарков Алексей Мефодиевич – управляющий трестом «Вахрушевуголь» комбината «Свердловскгоуль» Министерства угольной промышленности восточных районов СССР, Свердловская область.
Родился 25 февраля 1912 года в городе Витебск, Беларусь, в семье служащего. Окончил начальную школу.
В 1928-1930 годах учился в железнодорожной школе фабрично-заводского ученичества. Затем три года работал помощником машиниста паровоза. В 1933 году поступил на рабфак, а по его окончании — в Ленинградский горный институт. В 1939 году успешно окончил институт и получил направление в Подмосковный угольный бассейн. Работал помощником главного инженера, а затем главным инженером на шахтах Подмосковья.
В марте 1941 год направлен на Урал, в трест «Богословуголь» комбината «Свердловскуголь». Работал сначала главным инженером угольного разреза, затем начальником, главным инженером треста. На новом месте проявил инициативу и настойчивость в разрешении сложных технических вопросов разработки угольных месторождений открытым способом.
В суровые годы Великой Отечественной войны Шарков особенно энергично и настойчиво организует борьбу за быстрейший рост добычи угля на Урале. В 1941 году Богословские угольные и вскрышные разрезы были оснащены полуторакубовыми паровыми экскаваторами, которые в условиях сурового климата Северного Урала работали непроизводительно. В течение полутора лет, в сложных военных условиях, весь парк паровых экскаваторов был переоборудован на электрический. Это позволило увеличили производительность в два раза; кроме того, реконструкция дала огромную экономию топлива, устранила необходимость водоснабжения экскаваторов и сократила штат обслуживающего персонала. При его непосредственном и активном участии на вскрышных работах впервые в угольной промышленности на вскрышных работах внедрены мощные паровозы. Эти меры увеличили производительность подвижного состава на разрезах более чем в два раза.
Исключительную энергию и настойчивость проявил инженер Шарков при освоении нового эффективного способа производства вскрышных работ по бестранспортной схеме с применением экскаваторов-драглайнов. При этом способе порода с нижних вскрышных уступов не вывозится на внешние отвалы, а сбрасывается в выработанное пространство с последующей переэкскавацией драглайнами. Таким образом, на разрезах треста отпала необходимость вывозить до 20 процентов породы, что значительно разгрузило железнодорожный транспорт и дало два-два с половиной миллиона рублей экономии в год.
По инициативе Шаркова, впервые в угольной промышленности, при отвальных работах, во избежание примерзании породы применен метод смачивания днищ думпкаров соляным раствором. Это ценное мероприятие, а также оборудование отвальных тупиков компрессорными установками значительно облегчило в условиях суровой уральской зимы труд выгрузчиков породы и увеличило приемную способность отвалов.
Нормальная работа разрезов, насыщенных механизмами, во многом зависит от собственной ремонтной базы. Стараниями Шаркова в тресте из небольших центральных механических мастерских создан Богословский рудоремонтный завод. Его создание имело решающее значение для успешного монтажа новых экскаваторов, организации капитального ремонта действующего оборудования и изготовления запасных частей для всех типов применяющихся в бассейне механизмов.
За время войны Богословские угольные разрезы увеличили добычу угля более чем в три с половиной раза и стали основной угольной базой промышленности Северного Урала. Только за четыре года войны трест «Богословуголь» дал народному хозяйству угля в полтора раза больше, чем было добыто в этом бассейне за предыдущие тридцать лет. Тресту «Богословуголь» за годы войны восемь раз присуждалось пере¬ходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, ВЦСПС и Наркомугля, лучшие горняки награждены правительственными наградами.
В 1946 году Шарков был назначен управляющим трестом, который в 1949 году был переименован в «Вахрушевуголь». Также успешно работа трест и в послевоенные годы. Если в довоенные годы среднесуточный объем вскрыши составлял немногим более пяти тысяч кубометров, то в 1948 году он увеличился до 37,5 тысячи кубометров, а в 1949 году -до 41 тысячи кубометров в сутки. План по производительности труда рабочих выполнен трестом за 6 месяцев 1949 года на 101,8 процента; по сравнению с 1948 годом производительность труда рабочих увеличилась на 11 процентов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1948 года за выдающиеся успехи в деле увеличения добычи угля, восстановления и строительства угольных шахт и внедрение передовых методов работы, обеспечивающих значительный рост производительности труда Шаркову Алексею Мефодиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1952 году был направлен на учебу в город Москву. В августе 1954 года окончил Академию угольной промышленности. Был назначен начальником управления только что созданного Министерства угольной промышленности Украинской ССР. В 1956 году назначен главным инженером комбината «Укрстройуголь», в 1960 году - управляющим трестом горнотопливной промышленности Киевского совнархоза.
С 1963 года работал директором Государственного научно-исследовательского проектно-конструкторского и проектного институт угольной промышленности («УкрНИИпроект»). С этой должности в 1983 году вышел на заслуженный отдых.
Многие годы был членом редакционной коллегии журнала «Уголь Украины». Кандидат технических наук.
Жил в городе Киев. Скончался 12 ноября 2002 года.
Награжден орденом Ленина (28.08.1948), 2 орденами Трудового Красного Знамени (26.04.1957, 29.06.1966), 2 орденами «Знак Почёта» (20.10.1943, 05.03.1976), медалями. Полный кавалер знаков «Шахтерская слава» и «Шахтерская доблесть». Лауреат премии Совета Министров СССР, заслуженный шахтер Украины.
В городе Киев, на здании института, где он работал, установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил:
«Уголь Украины» - 2012 - №2
Публикации в сети Интернет
Шахтеры - Герои Социалистического Труда. - М.: "Углтехиздат", 1949