Юхнин Евгений Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 20249
Орден Ленина № 400437
Юхнин Евгений Иванович – советский конструктор в области кораблестроения, бывший начальник и главный конструктор Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» Министерства судостроительной промышленности СССР, город Ленинград.
Родился 6 (19) февраля 1912 года в деревне Шиловская Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне село Спаспоруб Прилузского района Республики Коми). Русский.
С 1926 года трудился на судах Северо-Двинского управления речного транспорта: юнга, матрос, боцман, 3-й помощник капитана лесовоза «Степан Разин». Одновременно обучался в судостроительном техникуме в городе
Великий Устюг Северного края (ныне в Вологодской области), который окончил в 1930 году.
В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт. С 1936 года работал на заводе имени Андре Марти (с 1937 года - судостроительный завод № 194, Ленинград): конструктор, начальник сектора, начальник отдела заводского конструкторского бюро. Работал над созданием торпедных катеров.
Участник Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда. Выполнял ответственное задание по строительству из корабельных броневых плит оборонительных сооружений вокруг города.
В 1943 году назначен главным конструктором конструкторского бюро судостроительного завода № 639 (Тюмень). Внёс большой вклад в организацию выпуска торпедных катеров и катеров типа «малый охотник». С 1944 года - начальник отдела и главный конструктор Центрального конструкторского бюро № 19.
С 1949 года - главный конструктор специализированного конструкторского бюро «СКБ-5» по проектированию катеров дальнего действия (с 1956 — «ЦКБ-5», с 1963 — Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»). Начальник — главный конструкор ЦМКБ «Алмаз» с ноября 1952 по 1981 годы, одновременно в 1970 — 1974 годах - генеральный директор Производственного объединения «Алмаз» (в которое входили ЦМКБ «Алмаз», завод № 5, Невский морской завод).
Под руководством Е.И. Юхнина в конце 1950-х годов создавались первые в мире ракетные катера проекта 183Р «Комар» (прошел государственные испытания с первыми ракетными стрельбами в 1957 году, построено свыше 150 единиц), в 1960—1970-х — ракетные катера проектов 205 и 205У «Оса» (построено свыше 200 единиц), малые ракетные корабли типа «Овод» (проект 1234), скоростные патрульные катера и малые сторожевые корабли для морских пограничников, телеуправляемые катера специального назначения. Под руководством Е. И. Юхнина были разработаны уникальные проекты кораблей, такие как ракетный корабль на автоматически управляемых крыльях «Ураган», ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа «Сивуч», самый большой в мире амфибийный корабль на воздушной подушке «Зубр».
Им был внесён также огромный вклад в создание скоростных ударных боевых катеров, кораблей и катеров на воздушной подушке и на автоматически управляемых подводных крыльях.
В середине 1970-х годов при активном участии Е.И. Юхнина разработана и утверждена Советом Министров СССР система малых кораблей и морских частей пограничных войск. Её внедрение позволило систематизировать типы строящихся кораблей и катеров, существенно сократить сроки постройки и расходы на их создание и эксплуатацию. Одним из основополагающих кораблей этой системы стал ракетный катер третьего поколения «Молния», на базе которого построено более 100 катеров различных модификаций и в две страны продана лицензия на их строительство.
За большие заслуги в деле создания и производства новых типов боевых кораблей Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 7 июля 1983 года Юхнину Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Работал главным конструктором до 1987 года. В 1980-1990-х годах - инициатор проектирования и строительства на шести заводах ракетных катеров третьего поколения проекта 1241 «Молния» для ВМФ, морской пограничной охраны и на экспорт.
Автор ряда научных трудов по устройству и проектированию кораблей. Доктор технических наук.
В 1987 году вышел на заслуженный отдых, но продолжил трудиться в должности ведущего конструктора ЦМКБ «Алмаз» до последних дней жизни.
Жил в городе-герое Санкт-Петербурге. Скончался 7 марта 1999 года. Похоронен на Серафимовском кладбище.
Ленинская премия (1962). Государственная премия Российской Федерации (1997). Премия Правительства Российской Федерации (1998).
Награждён 2 орденами Ленина (25.07.1966, 07.07.1983), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями, в том числе "За трудовую доблесть" (02.10.1950).
В Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска в честь Героя (2013).
Сын — Владимир Евгеньевич Юхнин (родился в 1937 году) - также крупный конструктор-судостроитель. С 2004 года — генеральный конструктор Северного проектно-конструкторского бюро.
Биографию подготовил:
Доценко В.Д. Морской биографический словарь. ‒ Санкт-Петербург, 1995.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.