Куприянов Максим Игнатьевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9811
Орден Ленина № 370408
Куприянов Максим Игнатьевич – машинист локомотивного депо станции Златоуст Южно-Уральской железной дороги, Челябинская область.
Родился 6 (19) августа 1911 года в станице Морозовская 2-го Донского округа области Войска Донского, ныне – город Морозовск Ростовской области. Русский. Из семьи крестьянина. Отец умер вскоре после рождения сына, а мать - в годы Гражданской войны. С 9 лет батрачил, затем беспризорничал, воспитывался в детском доме. Образование среднее.
В 1929 году приехал в город Магнитогорск Челябинской области, работал землекопом на строительстве доменных печей Магнитогорского металлургического комбината, затем на строительстве железной дороги. С 1931 года работал в Магнитогорском паровозном депо: слесарь, помощник машиниста паровоза. В первой половине 1930-х годов отслужил срочную службу в Красной Армии. После демобилизации из армии окончил Высшую дорожную школу.
С 1937 года всю дальнейшую трудовую жизнь работал машинистом паровоза в локомотивном депо станции Златоуст. Быстро вышел в новаторы производства. Ему было доверено обслуживание мощных магистральных грузовых паровозов «ФД».
В годы Великой Отечественной войны М.И. Куприянов стал автором многих инициатив, направленных на повышение производительности труда на железнодорожном транспорте и повышение скорости доставки грузов. Так, в 1941 году стал инициатором почина по экономии топлива и удлинению сроков межремонтного пробега паровозов. Предложил целую серию технических усовершенствований, результатом которых стало увеличение межподъемочного пробега с 38 000 до 100 000 километров. В 1941 году освоил и предложил к применению другими практику «боевых» сквозных рейсов, когда состав двигался без остановок по всему участку обслуживания, а смена паровозных бригад производилась на ходу. В годы войны довёл среднесуточный пробег своего паровоза с 250 до 450 километров. Первым освоил проводку тяжеловесных поездов через Уральский хребет (на перегоне Златоуст-Кропачево). Все эти меры затем широко внедрялись на других железных дорогах СССР и принесли значительную экономическую отдачу.
В 1946-1950 годах стал инициатором соревнования ведущих рабочих профессий и движения за экономию топлива путем перехода на смесь бурых (тощих) и жирных углей.
В 1950-х годах одним из первых на Южно-Уральской железной дороге освоил электровоз. В 1953 году за счет повышения технической скорости увеличил среднесуточный пробег электровозов на 100 километров в сутки. Вскоре стал инициатором соревнования за 500-километровый суточный пробег локомотива. Сам добился такого показателя одним из первых в СССР. Довёл пробег электровоза между периодическими ремонтами до 25 000 километров при норме в 15 000 километров.
За выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года Куприянову Максиму Игнатьевичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1968 года - на пенсии. Жил в Челябинске. Скончался в 1988 году.
Награждён двумя орденами Ленина (29.07.1945, 1.08.1959), медалями «За трудовую доблесть» (6.08.1952), «За трудовое отличие» (9.08.1947), другими медалями, двумя знаками «Почётному железнодорожнику» (1945).
Имя Героя - на мемориальной доске на здании Златоустовского локомотивного депо.
Биографию подготовил:
Челябинская область. Энциклопедия в 7 т. Челябинск, 2003-2007.