Лотарёв Владимир Алексеевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16024
Орден Ленина № 422475
Лотарёв Владимир Алексеевич – конструктор авиационных газотурбинных двигателей, начальник и главный конструктор Государственного союзного Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» Министерства авиационной промышленности СССР.
Родился 15 ноября 1914 года в городе Александровск-Грушевский Черкасского округа области Войска Донского, ныне город Шахты Ростовской области. Из семьи рабочего-шахтёра. Русский.
Окончил среднюю школу. С 1930 года работал учеником электрослесаря горнопромышленного училища в городе Шахты. Поступил в Новочеркасский авиационный институт, но затем был переведён в аналогичный институт в Харькове.
В 1939 году окончил Харьковский авиационный институт. С 1939 года работал на Запорожском Государственном союзном авиазаводе имени П.И. Баранова №29 (ныне ОАО «Мотор Сич»): инженер-конструктор, начальник конструкторской группы. Специализировался на доводке авиамоторов М-89, устанавливаемых на бомбардировщик Ил-4, участвовал в создании двигателя М-90 для самолетов Сухого.
После начала Великой Отечественной войны вместе с заводом был эвакуирован в Омск в августе-сентябре 1941 года. Тогда же назначен начальником конструкторской бригады.
Участвовал в налаживании серийного выпуска двигателя М-88Б для Ил-4, а с 1943 года - нового поршневого мотора АШ-82ФН для бомбардировщиков Ту-2, Пе-2,
истребителей Ла-5, Ла-7 и транспортных самолетов Ил-12, Ил-14. Одновременно участвовал в создании новых авиадвигателей. С сентября 1944 года - ведущий конструктор по двигателю М-26 и заместитель начальника серийно-конструкторского бюро авиазавода № 29. Как ведущий конструктор руководил проектированием, изготовлением, доводкой и сдачей на государственные испытания двигателя средней мощности М-26. Одновременно отвечал за повышение надежности серийных двигателей М-88Б, АШ-82ФН.
В августе 1945 года переведен в Запорожье и назначен на должность ведущего конструктора ОКБ завода № 478, отвечал за дальнейшую доводку мотора М-26 и его модификаций. С марта 1946 года - заместитель главного конструктора этого ОКБ. С 1963 года – главный конструктор Государственного союзного ОКБ (с 1966 года - Государственное союзное Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс»), с 1968 года - также и начальник конструкторского бюро.
При непосредственном участии В.А. Лотарёва было создано множество типов авиационных двигателей: семейство поршневых самолетных двигателей АИ-10, АИ-12, АИ-14Р (для учебно-тренировочных, боевых и легких многоцелевых транспортных самолетов Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14), семейство поршневых и газотурбинных двигателей АИ-4В, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК (для вертолётов Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-7, Ми-8, Як-100, а также были установлены на многоцелевом транспортном винтокрыле Ка-22), семейство авиационных двигателей ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, АИ-9В (установлены на самолётах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40, а также на серийных вертолётах БК Л.М. Миля и Н.И. Камова), семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 (устанавливались на пассажирских самолётах Ан-10, Ан-24, Ил-18, на военно-транспортных Ан-8, Ан-12, Ан-26, на самолётах специального назначения Ан-30, Ил-20, Ил-22, Ил-38, на гидросамолёте Бе-12), двигатель средней мощности АИ-25 (для пассажирского самолёта Як-40 и для сельскохозяйственного самолёта М-15), семейство турбореактивных двухконтурных двигателей для учебно-тренировочных самолетов АИ-25ТЛ, двигатели ДВ-2 для чешских учебных реактивных самолетов L-39 и L-59, семейство двигателей большой степени двухконтурности ТРДД Д-36 (для пассажирских и транспортных самолетов Як-42, Ан-72, Ан-74), двигатели ТРДД Д-18Т (для самых грузоподьемных самолётов в мире Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия»), турбовальный двигатель Д-136 (для самого большого и грузоподъемного вертолёта в мире Ми-26).
Кроме авиационных двигателей, под руководством В.А. Лотарёва были разработаны двигатели наземного назначения, в частности газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для скоростных судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник» и для судна на воздушной подушке «Сормович», пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8 и для запуска маршевых двигателей судна на воздушной подушке «Сормович», двигатель АИ-8С для разбрызгивания ядохимикатов на сельскохозяйственном самолете Ан-2М, а также установки для тушения пожаров в закрытых помещениях, двигатели для буровых установок и для передвижных электростанций.
За выдающиеся заслуги в создании образцов новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 14 ноября 1974 года Лотарёву Владимиру Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1981 по 1989 годы – Генеральный конструктор Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс».
Автор многочисленных печатных трудов и свыше 130 изобретений.
Академик Академии наук Украинской ССР (1985). Член-корреспондент Академии наук Украинской ССР (1976). Доктор технических наук (1971). Профессор (1982).
Заслуженный деятель науки Украинской ССР (1984).
Депутат Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984-1989).
Жил в городе Запорожье (Украина). Умер 20 июля 1994 года. Похоронен на Капустяном кладбище Запорожья.
Ленинская премия (1960). Сталинская премия (1948). Государственная премия СССР (1976).
Награждён тремя орденами Ленина (22.07.1966, 14.11.1974, 17.05.1982), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (12.07.1957), Красной Звезды (16.09.1945), медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» (1945), медалями, иностранной наградой - орденом Труда (Чехословакия, 25.10.1984).
Бюст В.А. Лотарёва установлен в городе Запорожье.
Биографию подготовил: