Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Попов Николай Исаакович

Попов Николай Исаакович

13.02.1920 - 23.09.2000

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 7058

Попов Николай Исаакович — командир эскадрильи 724-го штурмового авиационного Радомского Краснознаменного полка (300-я штурмовая авиационная дивизия, 9-й штурмовой авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), капитан.

Родился 13 февраля 1920 года в селе Пески Далматовского района Курганской области в семье крестьянина. Русский. После окончания семилетней школы в селе Першино работал в колхозе "Память Ленина" учетчиком тракторной бригады. В 1937 году уехал в город Нижний Тагил, устроился на работу в паровозное Депо учеником слесаря. Одновременно занимался в аэроклубе.

В Красной Армии с 1938 года. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов в 1939 году и бы переведен в Энгельсское военное авиационное училище. Освоил самолет-бомбардировщик СБ, с началом войны переучился на штурмовик Ил-2 в Краснодарском авиационном училище летчиков.

С июля 1943 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе 15 и 16-й воздушных армий на Брянском, 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах, командуя авиационным звеном и эскадрильей. Принимал участие в Курской битве, освобождении Псковской области, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Начав боевой путь командиром звена, вырос до командира эскадрильи.

К марту 1945 года командир эскадрильи штурмовиков капитан Попов совершил 97 эффективных боевых вылетов, уничтожив 55 автомашин, 32 танка, 75 повозок, 35 самолетов на аэродромах (в групповых налетах) и один "ФВ-190" в воздухе. Кроме того, подавил огонь 30 зенитных точек, уничтожил 25 полевых орудий, 8 дзотов, 1 паровоз, 63 вагона и свыше 300 солдат и офицеров. К победному маю на его счету было 102 боевых вылета.

Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Попову Николаю Исааковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1950 году в звании майора уволен в запас по болезни. Работал в аэроклубе города Рязани. После ухода на пенсию жил в городе Далматово, затем переехал на постоянное местожительство в город Петровск Саратовской области.

Умер 23 сентября 2000 года. Похоронен на кладбище города Далматово.

Награжден двумя орденами Красного Знамени (1944 - 2), орденами Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1943), медалями "За взятие Берлина", "За освобождение Варшавы" и тремя другими медалями.

Бюст Н. И. Попова установлен на Аллее Героев в городе Далматово Курганской области (2020), мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Н.И. Попова открыта там же по адресу: улица 4-го Уральского полка, 115.


15 января 1944 года капитан Попов получил задание сфотографировать сильно укрепленные позиции противника в 15 километрах северо-западнее г. Пустошек, где намечался главный удар 2-го Прибалтийского фронта. Поднявшись с фронтового аэродрома в паре с ведомым, Попов вышел в намеченный район и приступил к фотографированию вражеской обороны. Внезапно из-за облаков разведчик был атакован тремя истребителями "фокке-вулыф-190". Ведомый Попова, потеряв ориентировку, вернулся на свой аэродром, и капитан вынужден был один принять бой с превосходящим противником.

Рискуя жизнью, отбиваясь от наседавшего врага, Попов продолжал выполнять боевое задание. Один из "фоккеров" пошел в лобовую атаку, Попов решил подпустить гитлеровца поближе и ударить в упор. Немецкий летчик подумал, очевидно, что у советского разведчика кончились боеприпасы, и продолжал сближение, предвкушая легкую победу. Попов хлестнул по гитлеровцу из пушки и пулемета. Истребитель задымил и, перевернувшись через крыло, пошел к земле. Он упал в десятки километрах к северо-западу от Пустошек.

Между тем два других истребителя продолжали атаки. Десятки огненных пуль прошивали плоскости штурмовика.

Вскоре задание было выполнено, и Попов взял курс на свой аэродром. Над линией фронта "фоккерам" все-таки удалось подбить советский самолет. "Ильюшин" задымил, почти не стал подчиняться воле летчика. Попову чудом удалось приземлиться на нейтральной полосе...

Гитлеровцы открыли по самолету огонь из всех видов оружия. С трудом выбравшись из покосившейся кабины, Попов снял с горящего штурмовика фотоаппарат с ценными снимками и доставил его в штаб 15-й воздушной армии.

Аэрофотоснимки, доставленные Поповым, подтвердили предположение наших разведорганов о наличии в районе Пустошек глубоко эшелонированной обороны противника, плотно занятой войсками. В связи с этим командованием было принято решение о переносе основных усилий в предстоящей наступательной операции в район Новоржева.

Всего за время войны капитан Попов уничтожил самолет, 32 танка, 25 полевых орудий, 8 дзотов, паровоз, 63 железнодорожных вагона, 55 автомашин, 75 повозок и 335 солдат и офицеров противника. Кроме того, в составе группы им было сожжено на аэродромах 35 вражеских самолетов.

Биографию подготовил: А.Е.Мельников

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.