Пранович Александр Андреевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 19871
Орден Ленина № 459176
Пранович Александр Андреевич – бригадир Осиповичской дистанции пути Белорусской железной дороги, Могилёвская область.
Родился 3 марта 1926 года в деревне Бобы Блужского сельсовета Пуховичского района Минского округа Белорусской ССР, ныне в составе тех же сельсовета и района Минской области Белорусси. Из крестьян. Белорус.
Получил неполное среднее образование в местной школе. С началом Великой Отечественной войны вместе с семьёй остался на территории района, который был занят немецкой армией в конце июня 1941 года. После освобождения района летом 1944 года был призван в Красную Армию по мобилизации. Принимал участие в боевых действиях на заключительном этапе войны. Воевал сперва пехотинцем, затем миномётчиком на 1-м и 2-м Белорусском фронтах. В боях на территории Польши был ранен. Победу встретил на Эльбе. По окончании войны продолжил службу в Красной (с 1946 года – Советской) Армии.
В 1948 году был демобилизован и вернулся на родину. В ноябре того же года поступил работать на Минскую (с 1953 года – Белорусскую) железную дорогу слесарем 14-й дистанции пути (станция Пуховичи). В апреле 1949 года перешёл на 4-й околоток путевым рабочим. В ноябре того же года был направлен на учёбу в Бигосовскую дорожно-техническую школу (Полоцкая область), где изучал основы работ по обслуживанию путевого хозяйства. По окончании школы в июне 1950 года вернулся к работе в 14-ю (с 1954 года – 16-ю) дистанцию пути, продолжил работать монтёром пути, а спустя девять месяцев принял под руководство бригаду. Благодаря прирождённому трудолюбию и смекалке быстро стал квалифицированным специалистом по содержанию и ремонту пути. Прошёл обучение на одногодичных курсах дорожных мастеров в городе Щорс Черниговской области Украинской ССР (ныне – Украины). По окончании курсов с июля 1955 года продолжил работать в 14-й дистанции пути дорожным мастером. В 1958 году вступил в КПСС. В 1960 году был переведён дорожным мастером в 15-ю Осиповичскую дистанцию пути (станция Верейцы).
Дорожное хозяйство было сложным: 35 километров железнодорожного полотна, 5 станционных и 20 стрелочных переводов на станции, через которые шли пассажирские поезда и тяжёлые грузовые составы. Подробно узнать специфику вверенного хозяйства явилось первым принципом Прановича. За долгие годы работы на дистанции он многое сделал для повышения профессионального мастерства рабочих и производительности труда, обеспечения безопасности движения поездов, всемерно содействовал улучшению бытовых условий жизни путейцев. Не считаясь с личным временем, большую часть суток он проводил на работе, обеспечивая безаварийное движение поездов, не допуская срывов их движения. При этом постоянно применял передовые методы труда, сам неоднократно вносил рационализаторские предложения по содержанию и ремонту пути, который всегда, при любой погоде и в любых условиях содержался на высоком уровне готовности. Приложил немало усилий, чтобы Верейцевское отделение стало лучшим, первым завоевав звание коллектива коммунистического труда.
Он неизменно показывал образцы самоотверженного и высокопроизводительного труда, благодаря чему добился высоких производственных показателей при выполнении плановых заданий по развитию народного хозяйства страны. За успехи в выполнении заданий седьмой пятилетки (расширенной: 1959–1965) он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а за успехи в выполнении заданий девятой пятилетки (1971–1975) – орденом Октябрьской Революции. Ведомый им коллектив особо отличился, выполнив плановые задания десятой пятилетки (1976–1980) досрочно – 30 сентября 1980 года. За пять лет производительность труда выросла на 35 процентов, было сэкономлено 4,5 тысячи рублей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств Прановичу Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Продолжал трудиться на железной дороге до выхода на заслуженный отдых в 1991 году.
Жил в деревне Верейцы Осиповичского района Могилёвской области. С женой Любовью Семёновной воспитал троих детей. Умер 12 января 1999 года.
Награждён орденами Ленина (02.04.1981), Октябрьской Революции (05.03.1976), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (04.08.1966), медалями, в том числе «За отвагу». Отмечен нагрудным знаком «Почётному железнодорожнику», 2 Почётными грамотами Верховного Совета Белорусской ССР.
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил:
Гордость и слава Могилёвщины. В 2-х ч.– Могилёв, 2005. - Ч.2.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Книга памяти Белорусской железной дороги
Кто есть Кто в Республике Беларусь. 2004 / Под ред. И. В. Чекалова. – Мн.: Энциклопедикс, 2004.
Памяць: гіст.-дакум. хроніка Асіповіцкага раёна. – Мн.: БЕЛТА, 2004.
Публикации в местных СМИ
Публикации в сети Интернет