Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Верховодько Владимир Михайлович

Верховодько Владимир Михайлович

22.06.1918 - 26.02.1999

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 10306

Орден Ленина № 370079

Верховодько Владимир Михайлович – мастер вагонного депо Москва-Смоленская Калининской железной дороги, город Москва.

Родился 22 июня 1918 года в оккупированной кайзеровской Германией деревне Уборок Мстижской волости Борисовского уезда Минской губернии, ныне в составе Мстижского сельсовета Борисовского района Минской области Белоруссии. Из крестьян. Белорус.

Работал помощником машиниста паровоза на станции Орша Западной железной дороги. С 1938 года служил в Красной Армии. В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Накануне Великой Отечественной войны работал помощником машиниста в локомотивном депо станции Орша Оршанского отделения Западной (с 1951 года – Калининской, с 1957 года – Белорусской железной дороги).

С началом Великой Отечественной войны в июне – августе 1941 года работал в прифронтовой полосе, участвовал в перевозках войск и эвакуируемого имущества. В 1942 году прошёл подготовку в Особом белорусском сборе ЦК КП(б) Белоруссии и в марте того же года был направлен Белорусским штабом партизанского движения в тыл противника для выполнения специальных заданий с отрядом полковника Антоненко.

В августе 1942 года в бою в районе деревни Дрогали (Смоленская область) был тяжело ранен осколками мины в живот, в левую часть тела (голова, рука, нога), вследствие чего лишился левого глаза. Был эвакуирован в тыл. По излечении был признан негодным к несению воинской службы, но добился повторного направления в состав партизанской группы Владимира Яковлевича Сарнова, созданную в апреле 1943 года. В середине мая группа прибыла в тыл противника (Бегомльский район Минской области). На её базе в начале июня был создан отряд «Дяди Кости». Тогда же, в июне, комиссаром отряда был утверждён В. М. Верховодько. Через месяц отряд влился в состав 1-й партизанской бригады имени К. С. Заслонова. С декабря 1943 по июнь 1944 года – командир партизанского отряда «Дяди Кости» 1-й партизанской бригады имени К. С. Заслонова.

Соединения бригады действовали на территории Холопеничского района Минской и Оршанского, Сенненского, Богушевского, Сенненского, Чашникского и Толочинского районов Витебской областей. В августе 1943 года на железной дороге Витебск – Орша подорвали более тысячи рельс. В сентябре вели тяжёлые бои в Сенненском районе. В октябре участвовали в Лепельской операции партизанских соединений Витебщины в тыле 3-й танковой армии вермахта. Цель операции – дезорганизовать руководство и оборону противника, оттянуть часть его сил с витебского участка Калининского (с 20.10.1943 – 1-го Прибалтийского) фронта. Совместно со Смоленским партизанским полком и Чашникской партизанской бригадой Дубова заслоновцы участвовали в ожесточённых, но мало успешных трёхдневных боях за Чашники (составная часть Лепельской операции: 19–21.10.1943). В феврале 1944 они вместе с Сенненской бригадой участвовали в боях за удержание опорного пункта и аэродрома у деревни Н. Белица Сенненского района, в мае – июне – за выход из вражеской блокады на территории Холопеничского района. 13 июня 1944 года был вторично легко ранен в левую ногу. 28 июня 1944 года бригада имени Заслонова (1826 штыков) соединилась с РККА и была расформирована. В составе армейских частей в июне участвовала в освобождении ряда населённых пунктов республики. Старший сержант.

После освобождения Белоруссии летом 1944 года, как инвалид войны, был оставлен для работы на восстановлении хозяйства Западной железной дороги, разрушенного в период оккупации. В дальнейшем работал инструктором по автосцепке поездов Западной железной дороги и мастером вагонного депо Москва-Смоленская Калининской (с 1961 года – Московской) железной дороги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Верховодько Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1961 году окончил заочно Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1966–1981 годах работал начальником вагонного участка Юго-Западного направления Московской железной дороги.

Жил в Москве. Умер 26 февраля 1999 года. Похоронен в Москве на Преображенском кладбище.

Награждён орденами Ленина (01.08.1959), Октябрьской Революции (28.02.1974), Красного Знамени (30.12.1948), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Славы 3-й степени (30.05.1951), медалями, в том числе «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (12.11.1946), «За трудовую доблесть» (31.07.1954), «За трудовое отличие» (12.07.1951).


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Документы на сайте «Партизаны Беларуси»

Документы на сайте «Подвиг народа»

Книга памяти Белорусской железной дороги