Цховребов Григорий Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 19287
Орден Ленина № 428575
Цховребов Григорий Иванович - командир самолета Узбекского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР.
Родился 15 января* 1924 года в селе Мсхлеби (Хслеб) Джавского района Югоосетинской автономной области, ныне Ленингорского района Республики Южная Осетия, в крестьянской семье. Осетин. Окончил среднюю школу.
В ноябре 1940 года по спецнабору поступил в аэроклуб города Цхинвали. По окончании аэроклуба в апреле 1941 году был направлен в Кировобадскую школу военных лётчиков. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года, после расформирования школы, был переведен в Борисоглебскую Краснознаменную авиационную школу пилотов имени В. П. Чкалова. Во время занятий по физкультуре получил травму руки, медицинской комиссией был признан ограничено годным. В результате на фронт не попал.
В ноябре 1943 года продолжил учебу в 21-й военной авиационной школе пилотов (г. Телави, Грузия), затем переведен в Армавирскую авиационную школу пилотов (эвакуирована в г. Фергана, Узбекистан). В январе 1945 года уволен в запас в звании лейтенанта. С небом не расстался, продолжил работу в гражданской авиации. Тогда же был направлен пилотом-слушателем в 5-ю отдельную авиационную эскадрилью ГВФ в городе Самарканд.
С сентября 1945 года работал пилотом самолета По-2 в 239-м авиационном отряде в городе Нукус (Каракалпакия). Выполнял работы в интересах сельского хозяйства, опылял поля, боролся с саранчой. В сентябре 1949 прошел переподготовку на второго пилота самолета Ли-2, в 1952 году переучился на самолет Ан-2.
В 1954 году был переведен командиром звена в 163-й авиационный отряд ГВФ (Самаркандский объединенный авиаотряд Узбекского управления гражданской авиации). В этом авиаотряде работал более 20 лет. В апреле 1961 года перешел работать рядовым пилотом самолета Ан-2 того же авиаотряда.
Находясь на летной работе, выполнял специальные рейсы по обслуживанию геологических экспедиций, участвовал в борьбе с сельскохозяйственными вредителями, выполнял рейсы по дефолиации полей хлопчатника в Узбекистане. В 1958 году участвовал в экспедиции по борьбе с саранчой в Иране.
Внес большой вклад в освоение целинных земель Сардарьинской и Джизакской областей Узбекистана, в повышение урожайности хлопка и других сельскохозяйственных культур, в более эффективное использование авиационного транспорта. За четверть века обработал 131600 гектаров хлопковых полей.
К 1979 году имел 23000 часов безаварийной работы, в том же году сдал норматив пилота 1-го класса. Являясь передовиком производства, план десятой пятилетки выполнил к декабрю 1979 года. Являясь пилотом-инструктором ввел в строй командирами кораблей 90 пилотов, многие из которых затем летали на самолетах Ил-62, Ту-154, Як-40.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 марта 1980 года за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, проявленную трудовую доблесть в выполнении планов и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна, хлопка и других продуктов земледелия в 1979 году Цховребову Григорию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С июля 1983 года работал пилотом самолета Ан-2 в 436-м летном отряде. В октябре 1985 года вышел на заслуженный отдых.
За большие успехи в летной работе, преданность малой авиации, многолетней работе на самолет Ан-2 ему было присвоено звание «Почетный работник КБ Антонова». Почти каждый пилот сельскохозяйственной авиации в Узбекистане считал Г.И Цховребова своим наставником.
Активно участвовал в общественной жизни. Избирался депутатом районного совета, делегатом 18 съезда компартии Узбекистана, 26 съезда КПСС.
Жил в городе Самарканд (Узбекистан). Скончался 2 августа 2003 года. Похоронен на военном кладбище в городе Самарканд.
Награжден орденами Ленина (06.03.1980), Октябрьской революции (15.06.971), Трудового Красного Знамени (01.03.1965), медалями; так же знаками «Отличник Аэрофлота» (1948), «За безаварийную работу». Лауреат Государственной премии СССР (1979).
В 1982 году Киностудией ЦСДФ (РЦСДФ) был снят документальный фильм «За взлётом взлёт», посвященный 60-летию гражданского воздушного флота СССР. В фильме есть сюжет и о Цховребове Григории Ивановиче.
Дата рождения - 15 января - указан по документам личного дела: автобиография, листок по учету кадров. На памяnнике на могиле, видимо ошибочно, указано 15.07.
Дополнительный биографический материал и фотографии предоставлены внуком Героя Алексеем Цховребовым.
Биографию подготовил:
Автобиография
Наградной лист