Герой Социалистического Труда
Транспорт: Речной флот
Зеров Николай Петрович

Зеров Николай Петрович

19.05.1920 - 07.10.1977

Герой Социалистического Труда

Даты указов

04.05.1971

Медаль № 14175

Орден Ленина № 412658

Зеров Николай Петрович – механик теплохода «Вильгельм Пик» Камского речного пароходства Министерства речного флота РСФСР, город Пермь.

Родился в 1920 году в посёлке Пожва Соликамского уезда Пермской губернии, ныне – Юсьвинского района Пермского края, в семье потомственных речников. Русский. Окончил 7 классов, Пермское речное училище. С 1940 года работал техником теплосетей в управлении Камского речного пароходства.

В ноябре 1940 года был призван в армию. Окончил Молотовское (Пермское) морское авиационно-техническое училище. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в составе 80-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, был бортмехаником в экипажах гидросамолётов ГСТ («Каталина») и Че-2. К концу 1944 года старшина Зеров совершил 460 боевых вылетов на воздушную разведку, бомбовые удары, поиск подводных лодок противника. В сентябре 1944 года участвовал в высадке десанта в порт Варна (Болгария). За отличное выполнение боевых задача награждён орденом Красной Звезды. В 1947 году был демобилизован.

Вернулся на родину. Снова стал работать в Камском речном пароходстве. Три года он был механиком-наставником. С 1950 года работал механиком на судах, сначала на «Анри Барбюс», затем на «Композитор Скрябин». В 1961 году ему принял на верфи в городе Висмар (ГДР) новейший трёхпалубный пассажирский теплоход «Вильгельм Пик». В течение первой навигации теплоход перевёз около четырёх тысяч человек по дальним маршрутам – в Астрахань, Ростов-на-Дону, Ленинград.

Судно было самым совершенным на тот период, но механик Зеров постоянно работал над идеями о техническом совершенствовании судна. За годы его работы на «Вильгельме Пике» по его инициативе и при участии впервые на Камском флоте внедрена гидравлическая система форсунчатых игл, в результате чего улучшился режим работы двигателей и удлинился срок службы игл. Заслугой машинной команды во главе с Н. П. Зеровым по праву считается выполнение обязательств по продлению срока эксплуатации главных двигателей судна без их среднего ремонта. При активном участии Зерова сотрудники кафедры автоматики и телемеханики Пермского политехнического института (ныне технический университет) разработали и внедрили на теплоходе новое подруливающее устройство, основанное на полупроводниках. Всего же только за годы восьмой пятилетки (1966–1970) он внёс 16 рационализаторских предложений.

Вместе с КБ по его инициативе были разработаны рабочие чертежи по переоборудованию шлюпочной палубы – главного места отдыха туристов. Палуба была приподнята, над ней сделан капитальный металлический тент. Это позволило более комфортно проводить киносеансы и дургие мероприятия с пассажирами. О том, насколько удачна идея механика о переделке шлюпочной палубы, говорит тот факт, что эта работа проведена на всех однотипных судах Волги и Камы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию речного транспорта, Зерову Николаю Петровичу присвоено вание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Избирался членом Пермского обкома КПСС, делегатом XXV съезда КПСС (1976).

Работал старшим механиком «Вильгельма Пика» до последних дней жизни. Скончался 7 октября 1977 года.

Награждён 2 орденами Ленина (14.09.1966; 04.05.1971), орденом Красной Звезды (09.02.1945), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (04.11.1953).

В Пермской области была учреждена премия имени Н. П. Зерова, которая присуждалась лучшим речникам Камского речного пароходства. В его честь был переименован теплоход «Арагва» Камского речного пароходства (ныне выведен из эксплуатации).


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои Прикамья. Пермь. "Пушка". 2006

Публикации в сети Интернет

Подводная археология   Т