Щёголев Глеб Степанович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Щёголев Глеб Степанович - главный конструктор конструкторского отдела водяных турбин Ленинградского Металлического завода имени XXII съезда КПСС Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР.
Родился 15 августа 1915 года в городе Петроград (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего, продавца. Русский. Окончил 7 классов.
Трудовую деятельность начал в 1929 году учеником слесаря-механика на завод «Пролетарий», выпускавший изоляторы. Вместе с заводскими умельцами создал это уникальное приспособление - переносной конвейер для облегчения тяжелого ручного труда. После окончания курсов чертежников работал чертежником на своем заводе.
В 1934 году окончил вечернее отделение техникума, и без отрыва от производства продолжил учебу. В 1936 году поступил в Институт повышения квалификации инженерно-технических кадров.
С 1937 года работал на Ленинградском металлическом, учебу в вузе совмещал с работой конструктора гидротурбинной лаборатории. С этого же времени перевелся во втуз при Ленинградском металлическом заводе. В 1941 году перешел на энергомашиностроительный факультет Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина. В 1941 году окончил институт по специальности «Гидавлические машины». Продолжал работать на металлическом заводе конструктором, старшим инженером, начальником сектора, начальником бюро перспективного оборудования. В период Великой Отечественной войны в составе конструкторского отдела был эвакуирован в город Верхняя Салда Свердловской области, где продолжал работу над проектами новых типов и видов турбин.
В 1944 году, после снятия блокады, вернулся в Ленинград. Работал ведущим инженером проекта рабочих механизмов гидротурбин Волжских ГЭС. Создал ряд высокоэкономичных конструкций, в том числе бескрестовинную конструкцию рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины, нашедшую широкое распространение в практике мирового гидротурбостроения. Также разработал конструкцию механизированного щита для проходки тоннелей ленинградского метрополитена, за что был удостоен Сталинской премии.
В 1952 году приказом министра тяжелого машиностроения СССР назначен главным конструктором Сызранского гидротурбинного завода. Создал на заводе конструкторское бюро, которым был разработан ряд проектов гидротурбин и вспомогательного оборудования, в том числе маслонапорных установок, затвора, гидроподъемников. Выполнил проект гидротурбинной лаборатории, много сделал по налаживанию на заводе гидротурбинного производства. В 1957 году назначен Главным конструктором гидротурбин Министерства тяжелого машиностроения. После реформирования Министерства возвратился на Ленинградский металлический завод.
С 1958 года, почти 20 лет, работал главным конструктором гидротурбин. Осуществлял на заводе техническую политику в области развития гидротурбостроения на основе науки. В результате были созданы новые методы расчета основных деталей гидротурбин на прочность, вибрацию, гидравлических расчетов и т.п. Под его руководством на заводе создана экспериментальная база: построена крупнейшая в стране гидротурбинная лаборатория. На основе научно-обоснованных расчетов созданы и внедрены в серийное производство принципиально новые типы гидравлических турбин и новые типы первых в стране электрогидравлических регуляторов, маслонапорных установок.
Под его руководством и непосредственном участии на созданы крупнейшие в мире гидравлические турбины, которыми были оснащены свыше пятидесяти ГЭС Советского Союза, в том числе: Братская (модель турбины удостоена «Гран-При» на Международной выставке в Брюсселе в 1958), Красноярская, Куйбышевская, Волгоградская, Зейская, Усть-Илимская, Саяно-Шушенская и многие зарубежные ГЭС: Асуанская (река Нил, Египет), Джердап-Железные Ворота(река Дунай, Румыния-Сербия), Майка, Дженпег (Канада).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июня 1973 года за выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении Красноярской гидроэлектростанции имени 50-летия СССР, большой вклад, внесенный в разработку и внедрение новых технических решений и прогрессивных методов производства работ, Щёголеву Глебу Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Конструкторскую и организаторскую работу совмещал с преподаванием: машиностроительный техникум (1946-1952), Ленинградский политехнический институт им. Калинина (1951-1952), Московское высшее техническое училище им. Баумана (1956-1957), ВТУЗ Металлического завода (1963-1973). В 1978 году полностью перешел на преподавательскую работу. Работал заведующим кафедрой гидромашин ВТУЗа. Автор ряда научных трудов. Обладатель более 32 авторских свидетельств и 7 зарубежных патентов. Профессор (1965). Доктор технических наук (1972).
Вел активную общественную работу. Много лет был членом ученых Советов ЛПИ и ЦКТИ, членом научного Совета по теоретическим и электрофизическим проблемам электроэнергетики АН СССР; членом Международной Ассоциации гидравликов (МАГИ), председателем гидромеханической секции МАГИ, членом постоянной комиссии АН СССР. Избирался депутатом Ленинградского совета депутатов трудящихся 14 и 15-го созывов (1973-1977).
Жил в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). Скончался 13 декабря 1983 года Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.
Награжден орденом Ленина (01.06.1973), медалями. Лауреат Сталинской премии (1950 ), лауреат Государственной премии (1967). Удостоим почетных званий Отличник энергетики и электрификации (1966), Почетный работник Министерства энергетического машиностроения (1978).
Биографию подготовил:
Книга памяти. Звезды Славы. Ленинградская область. Том 2. СПб, ИПК "Вести", 2009
Публикации в сети Интернет
Смелов В.А. Политехники: Герои Сов. Союза, Герои Соц. Труда. - ЛПИ, 1989