Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Жезлов Михаил Сергеевич

Жезлов Михаил Сергеевич

18.01.1898 - 10.09.1960

Герой Социалистического Труда

Даты указов

16.09.1945

Медаль № 245

Орден Ленина № 54946

Жезлов Михаил Сергеевич – директор моторостроительного завода №24 имени М. В. Фрунзе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, город Куйбышев.

Родился 6 (18) января 1898 года в станице Верхне-Чирская Второго Донского округа области Войска Донского (в 1951 году затоплена водами Цимлянского водохранилища; ныне территория Новомаксимовского сельского поселения Суровикинского района Волгоградской области) в семье рабочего-столяра речной пристани. Еврей.

После смерти отца переехал с семьей в город Харьков, где окончил школу и ремесленное училище. С 1912 года работал подручным слесаря на заводах «Гольферсксаде» и «ВЭК».

С декабря 1917 года – в Красной гвардии в Донбассе. С 1918 года – в Красной армии. Участник Гражданской войны, воевал на Южном, Восточном и Кавказском фронтах.

В 1923 году был демобилизован. Приехал в Киев, работал в окружном суде. С 1924 года трудился на фабрике «Освобождённый труд». С 1926 по 1928 год – секретарь партийного комитета авиамоторного завода №24 в Москве. С 1928 года работал в Бауманском райкоме ВКП(б) в Москве. В 1930 году направлен на учёбу.

В 1935 году окончил Промышленную академию. После её окончания, с 1935 года – главный механик завода №24. С 1937 года – директор агрегатного завода №32.

С января 1941 года – директор Московского моторостроительного завода №24. Во время Великой Отечественной войны руководил производством двигателей М-88Б, АМ-38Ф, АМ-42. В первые два месяца войны увеличил выпуск моторов АМ-38 в два раза. 16 октября получил приказ об эвакуации завода из Москвы в город Куйбышев. 27 ноября был отправлен последний эшелон на новую площадку, с корпусами без крыш и часто без стен. 29 декабря 1941 года был испытан первый мотор, собранный на новом месте. Под руководством Жезлова создано крупносерийное поточное производство двигателей М-88Б и АМ-42 для бомбардировщика Ил-4.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны генерал-майору инженерно-авиационной службы Жезлову Михаилу Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Продолжал руководить заводом и после Победы. После войны развернул активное строительство жилья, зон отдыха, различных учреждений. Один из инициаторов создания футбольной команды «Крылья Советов». В 1950 году в период борьбы с космополитизмом был снят с должности директора завода №24. Вернулся в Москву, где работал заместителем директора завода №134. С 1954 по 1958 год – директор Государственного союзного опытного завода №51 Министерства авиационной промышленности СССР, этот завод входил в состав КБ Сухого. С 1958 года преподавал в Московском авиационном институте, заведовал кафедрой производства авиадвигателей.

Умер 10 сентября 1960 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён 4 орденами Ленина (04.11.1940; 23.08.1941; 10.07.1943; 16.09.1945), орденом Трудового Красного Знамени (30.12.1936), медалями.

На стене одного из цехов авиационного завода ОАО «Кузнецов» в Самаре (бывший моторостроительный завод №24 имени М. В. Фрунзе) установлена памятная доска (1987).


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Документы на сайте «Память народа»