Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Луговской Дмитрий Иванович

Луговской Дмитрий Иванович

17.11.1918 - 02.05.1989

Герой Советского Союза

Даты указов

13.04.1944

Медаль № 3657

Орден Ленина № 18532

Луговской Дмитрий Иванович – заместитель командира авиаэскадрильи 502-го штурмового авиационного полка (214-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), старший лейтенант.

Родился 17 ноября 1918 года в городе Витебск (ныне – Республика Беларусь) в семье служащего. Белорус. Окончил неполную среднюю школу. Работал токарем в Витебском политехникуме. Параллельно обучался в Витебском аэроклубе, который окончил в 1938 году.

Призван в армию в 1940 году Витебским горвоенкоматом. В 1941 году в звании сержанта окончил военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов (ныне Оренбург).

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с 29 июля 1942 года, в 502-м штурмовом авиационном полку. Сражался на самолёте-штурмовике Ил-2 на Северо-Кавказском, Закавказском (Черноморская группа войск), снова Северо-Кавказском фронтах, в Отдельной Приморской армии, на 2-м Прибалтийском фронте.

К 12 августа 1943 года совершил 88 успешных боевых вылетов. Уничтожил 10 танков, 80 автомашин с войсками и грузом, 10 зенитных орудий, 8 артиллерийских орудий, 6 автоцистерн, 18 бронемашин, 3 железнодорожных вагона, 4 переправы, сбил в воздушном бою бомбардировщик «Дорнье-217», уничтожил и рассеял до 200 человек пехоты.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Луговскому Дмитрию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

До конца войны совершил 130 боевых вылетов.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. В 1948 году кончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1959 года полковник Д.И.Луговской – в запасе.

Жил в Минске. Скончался 2 мая 1989 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

Награждён орденами Ленина (13.04.1944), Красного Знамени (6.09.1942), Александра Невского (10.08.1944), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (11.02.1943) степеней, 2 орденами Красной Звезды (1.02.1943; …), медалями.


 Д.И.Луговской  принимал участие в боевых вылетах с 3 августа 1942 года в составе 238-й штурмовой авиационной дивизии 5-й воздушной армии. Наносил штурмовые удары по наступающим войскам 17-й армии противника в предгорьях Кавказа на территории Краснодарского края (районы Краснодара, станицы Белореченской (ныне город Белореченск), Армавира, Майкопа. Полк летал с аэродрома Адлер через Кавказский хребет.
За  отличие в этих боевых вылетах пилот 502-го штурмового авиационного полка сержант Д.И.Луговской был награжден орденом Красного Знамени.

В конце августа 1942 года после расформирования 238-й штурмовой авиационной дивизии, потерявшей в упорных кровопролитных боях большое количество самолетов, его полк был передан в состав 295-й истребительной авиационной дивизии, которая 18 сентября вошла в состав  5-й воздушной армии.

502-й штурмовой авиационный полк  на Закавказском фронте (Черноморская группа войск)  до конца 1942 года во взаимодействии с наземными войсками уничтожал живую силу, боевую технику и огневые средства противника в районах станиц Хадыженская, Крымская, Абинская, Неберджаевская, его авиацию - на аэродромах Краснодар, Белореченская, Майкоп, вел разведку.

К 12 октября 1942 года старшина Д.И.Луговской совершил 39 успешных боевых вылетов, за которые был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.

С 1 января по 4 февраля 1943 года Д.И.Луговской  на Закавказском фронте участвовал в Северо-Кавказской наступательной операции.

На Северо-Кавказском фронте участвовал в Краснодарской наступательной операции (9 февраля – 16 марта 1943 года).

С середины апреля 1943 года его полк до конца войны сражался в составе 214-й штурмовой авиационной дивизии, которая в том же месяце была переведена в состав 4-й воздушной армии.

Летом 1943 года Д.И.Луговской наносил штурмовые удары по врагу на подступах к Таманскому полуострову в районе германской оборонительной «Голубой линии» западнее Краснодара, а также над Керченким проливом, нанося уара по кораблям и транспортным судам противника.

С  9 сентября по 9 октября 1943 года Д.И.Луговской на Северо-Кавказском фронте участвовал в Новороссийско-Таманской наступательной операции. 

В составе Отдельной Приморской армии участвовал в Крымской наступательной операции (8 апреля – 12 мая 1944 года) и освобождении города-Героя Севастополь.

После освобождения Севастополя 214-я штурмовая авиационная дивизия была переброшена на 2-й Прибалтийский фронт. Здесь она принимала участие в Режицко-Двинской (10 – 27 июля 1944 года), Лубанско-Мадонской (1 – 28 августа 1944 года) и Рижской (14 сентября – 22 октября 1944 года) наступательных операциях.

К 23 июля 1944 года старший лейтенант Д.А.Луговской совершил 119 успешных боевых вылетов на Идрицко-Себежском и Режицко-Даугавпилском направлениях. Был награжден орденом Александра Невского.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Луговской за период Отечественной войны зарекомендовал себя храбрым, мужественным и настойчивым летчиком.
Всего им сделано с 3 августа 1942 года по 12 августа 1943 года 88 успешных боевых вылетов. При этом им уничтожено: танков – 10, автомашин с войсками и грузом – 80, точек зенитной артиллерии – 10, артиллерийских орудий – 8, цистерн с горючим – 6, бронемашин – 18, зенитно-пулеметных точек – 5, велосипедистов – 20, минометных точек – 2, мотоциклов – 6,  железнодорожных вагонов – 3, переправ – 4, блиндажей – 4, самолет Дорнье-217 в воздухе, уничтожено и рассеяно до 200 человек пехоты.

Из 88 боевых вылетов тов. Луговской 31 раз водил группы Илов без прикрытия истребителей и 16 раз храбро сражался с истребителями противника. Не щадя своей жизни, он всегда смело идет в бой, имея только отличные показатели выполнения боевого задания. Благодаря отличной технике пилотирования и своему бесстрашию всегда приходил с задания победителем.

6 августа 1942 года противник в районе станицы Курганная* наводил переправы через реку Лаба. Тов. Луговскому была поставлена задача – уничтожить переправы. С выполнением задания он справился отлично, уничтожив 2 переправы.

7 августа 1942 года  в воздушном бою с вражескими истребителями на его самолете было перебито управление рулем поворота и разрушена камера колеса. Несмотря на создавшееся тяжелое положение, тов. Луговской привел самолет на свой аэродром и отлично произвел посадку.

6 сентября 1942 года противник, имея превосходство в силах, теснил наши войска в районе станицы Хадыженская. Тов. Луговскому была поставлена исключительно трудная задача – штурмовать боевые порядки противника. Сплошной зенитный огонь противника, трудность условий полета в предгорье не помешали ему отлично выполнить приказ. Двумя заходами он уничтожил до 100 гитлеровцев, 1 точку зенитной артиллерии, 1 зенитный пулемет. Продвижение вражеских войск на некоторое время было приостановлено.

6 октября 1942 года в районе Котловина** при подходе к цели группа из 4 Ил-2 была встречена 11 истребителями противника. Несмотря на превосходство сил врага, тов. Луговской, смело отбивая атаки истребителей, привел группу к цели и сбросил бомбовый груз на артиллерийские позиции противника. При выходе из атаки группу снова атаковали Ме-109. Видя, что ведомому угрожает опасность, тов. Луговой бросился ему на выручку.

В район Тахтамукай***, где противник сосредоточил крупные силы, удерживая свой оборонительный рубеж, тов. Луговской трижды водил в сложных метеоусловиях группу из 5 Ил-2. В результате метких штурмовых ударов противник был отброшен. В этих штурмовых ударах тов. Луговой показал дерзость и воинскую храбрость. Огонь зенитной артиллерии затруднял выполнение боевой задачи. Тов. Луговской бросился на зенитный огонь и метким попаданием реактивных снарядов уничтожил 2 точки зенитной артиллерии с прислугой.

3 февраля 1943 года тов. Луговскому была поставлена задача – уничтожать войска противника, отходящие по дороге Лакшукай – Краснодар. Вылетев на задание с группой из 6 Ил-2 без прикрытия истребителей, вывел группу точно на цель и уничтожил 9 автомашин, 3 повозки, 2 дома с огневыми точками, до 10 человек пехоты. При выходе из атаки на группу напали 4 истребителя Ме-109. Отразив их атаки, привел группу на аэродром без потерь.

1 марта 1943 года тов. Луговскому командование поставило задачу – уничтожить переправу противника в районе косы Чушка. Тов. Луговской в трудных условиях полета трижды водил группы штурмовиков  в глубокий тыл врага. В результате штурмовых ударов его группа уничтожила переправу и потопила 3 транспорта врага. Тов. Луговской лично потопил 1 транспорт. Возвращаясь на свой аэродром с задания, сбил вражеский самолет Дорнье-217.

10 марта 1943 года тов. Луговской  группой Ил-2 дважды штурмовал боевые порядки войск противника в районе станицы Абинская****. Группа уничтожила 3 точки зенитной артиллерии, до 50 солдат и офицеров противника, 4 артиллерийских орудия, 2 бронемашины. За отличное выполнение задания весь состав группы получил благодарность от командования наземных войск. 

Эффективность штурмовок тов. Луговского подтверждается командованием наземных войск и прикрывающими истребителями. За отличные штурмовки, смелость и бесстрашие на поле боя группа тов. Луговского имеет благодарность от маршала авиации тов. Новикова и  от командующего фронтом.

Не считаясь с усталостью и опасностью для жизни, тов. Луговской в особо напряженные  дни боевой работы делал по 3 – 4 боевых вылета в день и всегда отлично выполнял боевые задания. Летая в трудных метеорологических условиях через Главный Кавказский хребет в горной местности, не имел случаев потери ориентировки и невыполнения задания.

Самые трудные и ответственные задания командование поручает ему, надеясь, что как пламенный патриот Родины, он их выполнит с честью.
 Своими героическими подвигами он снискал себе боевую славу.и пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава полка.

За героические подвиги, мужество и бесстрашие, проявленные в борьбе с немецкими оккупантами, тов. Луговской достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 502 ШАП подполковник Смирнов
20 августа 1943 года
……………………………
*ныне город Курганинск Краснодарского края
** Туапсинский район Краснодарского края
***ныне Республика Адыгея
****ныне город Абинск Краснодарского края.

В биографии использована фотография Героя, предоставленная Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны (директор Н.В.Скобелев), которому составитель приносит благодарность.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Давтян С.М. Пятая воздушная. - М.: Воениздат, 1990.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Чечельницкий Г.А. Лётчики на войне. - М., Воениздат, 1974.