Герой Социалистического Труда
Научная деятельность
Иосифьян Андроник Гевондович

Иосифьян Андроник Гевондович

21.07.1905 - 13.04.1993

Герой Социалистического Труда

Даты указов

17.06.1961

Медаль № 9918

Орден Ленина № 344920

Иосифьян Андроник Гевондович – директор Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики Государственного комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению, академик Академии наук Армянской ССР.

Родился 8 (21) июля 1905 года в деревне Цмакаох Елизаветпольской губернии (ныне в составе Мартакертского района непризнанной Нагорно-Карабахской республики). Армянин. Из семьи учителя. С детства трудился пастухом.

В 1918 году, спасаясь от вторжения турецких войск во время армяно-турецкой войны, семья бежала в Туркестан. В 1922 году вернулся на родину. В том же году добровольцем записался в Красную Армию. Служил телефонистом в батальоне связи Кавказской армии (Тифлис). Во время армейской службы окончил рабфак.

В 1925 году демобилизован и в том же году поступил на электромеханический факультет Бакинского политехнического института, который окончил в 1929 году. С 1929 года работал ассистентом в этом же институте.

В 1931 году приехал в Москву и был принят на работу в электромашинную лабораторию Всесоюзного электротехнического института имени В.И. Ленина: инженер, научный сотрудник, уже с 1932 года - начальник этой лаборатории. В 1930-е годы расцвел талант выдающегося конструктора и изобретателя, только тогда им было получено 13 авторских свидетельств на изобретения. В 1936 году получил свидетельство на изобретение бесконтактного сельсина - важнейшей части следящего привода и системы автоматического регулирования во многих машинных конструкциях. К 1934 году разработал теорию комбинированной системы синхронного управления коллекторным генератором переменного тока. Затем разработал теорию следящей машины с тиратроным усилителем по управлению машинами переменного тока. Сконструировал асинхронный двигатель сверхмалого веса, который установил на изобретенном им же вертолёте и выполнил в автоматическом режиме несколько полётов (электропитание подавалось с земли по кабелю).

В 1937 году был арестован и расстрелян отец А.Г. Иосифьяна (после смерти И.В. Сталина реабилитирован), а сам он «за связь с врагом народа» исключен из ВКП(б) и понижен в должности до инженера. Однако в 1939 году его восстановили в партии. В том же 1939 году назначен начальником Особого конструкторского бюро при Всесоюзном электротехническом институте имени В.И. Ленина. В 1939 году создал работающую модель магнитофугального линейного двигателя, и демонстрировал его в виде модели магнитной автоматической железной дороги на Всемирной выставке в Нью-Йорке (на Западе разработка таких железных дорог началась только в начале 1970-х годов; впрочем, в СССР такой проект начали разрабатывать вообще в 1980-х годах, построить же такую дорогу так и не смогли из-за распада государства). С 1939 года работал по заданиям военных ведомств - разработал теплогенератор с синхронно-следящей системе датчиков для слежения за кораблями противника, вёл исследования по их обнаружению с помощью датчиков инфракрасного излучения. Впоследствии эти наработки получили широкое применение в области радиолокации.

С началом Великой Отечественной войны работал на оборону страны. В сентябре 1941 года назначен директором Государственного завода № 627 (Москва) по созданию образцов военной электротехники. Завод ещё только предстояло создать и даже помещения для него были выделены совершенно не приспособленные. Тем не менее ценой огромного напряжения и усилий выполнил задание правительства - в 1942 году начались поставки продукции завода на фронт. Это были управляемые танкетки с фугасными зарядами для подрыва бетонных укреплений врага, сухопутные электрические торпеды, системы синхронного поворота артиллерийских установок боевых кораблей, системы управления артиллерийским огнём, радиостанции различного назначения, универсальные системы электропитания для партизан, системы приведения в действие различных мин, электроприборы самого разного назначения. С июня 1942 года руководил по совместительству и оборонным заводом № 689 в Измайлово.

С мая 1944 года - директор научно-исследовательского института № 627 (с 1959 года - Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики). Вёл широкие работы по разработке новейших образцов электротехники и комплексных систем электромеханики. Для примера, под его руководством была впервые в СССР создана система управления бортовым вооружением и электротехнического оборудования бомбардировщика "Ту-4" (аналог американской "летающей крепости" "Б-29", причем полностью на отечественном оборудовании). Всего только к 1948 году в НИИ-627 созданы 42 типа новейших электрических машин и аппаратов.

Примерно в те же годы возглавил работы по созданию бортового электротехнического оборудования для ракетных систем, начиная с копий немецких ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. Затем последовали такие же работы по созданию первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, первого в мире советского спутника, первого в мире пилотируемого космического корабля. С 1959 года являлся главным конструктором по разработке бортового электрооборудования космических систем, член Совета Главных конструкторов.

Чудом остался жив во время катастрофы на Байконуре при заправке ракеты на стартовой площадке 24 октября 1960 года, когда погибли главный маршал артиллерии М.И. Неделин и многие работники промышленности, конструкторы ракеты, военнослужащие.

За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полёта человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года Иосифьяну Андронику Гевондовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1960-х годах возглавил работы по созданию искусственных спутников Земли метеорологического назначения. Первым стал экспериментальный «Космос-122» в 1966 году, затем - многочисленные «Метеоры» (Главный конструктор спутников этой серии с 1966 года) и их модификации. Только к 1973 году было запущено 30 таких спутников, а к моменту распада СССР - 75.

В 1973 году отстранён от руководства институтом. До 1982 года - научный руководитель экспериментального завода Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики. С 1982 года - директор и главный конструктор научно-исследовательского конструкторского бюро Академии наук Армянской ССР.

Сыграл большую роль в развитии армянской науки, будучи вице-президентом Академии наук Армянской ССР в 1950-1955, 1971-1975 и в 1981-1986 годах. Например, при его участии образован Институт математических машин в Ереване (1956).

Создатель мощной отечественной научной школы в области электромеханики. Автор около 250 научных трудов и 30 изобретений.

Академик Академии наук Армянской ССР с 1959 года. Член-корреспондент АН Армянской ССР с 1945 года. Академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского. Доктор технических наук (1940). Профессор (1941). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1965). Заслуженный деятель науки и техники Армянской ССР (1962).

Жил в Москве. Умер 13 апреля 1993 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина (12.12.1942; 12.12.1957; 17.06.1961; 30.07.1975), орденом Октябрьской Революции (23.07.1985), 2 орденами Трудового Красного Знамени (02.06.1952; 20.04.1956), медалью «За оборону Москвы», другими медалями.

Лауреат Ленинской премии (1970). Сталинской премии (1949). Государственной премии СССР (1979).

Имя выдающегося ученого присвоено созданному им Всесоюзному научно-исследовательскому институту электромеханики (1995), на его главном корпусе в городе Истра Московской области в 2005 году установлена мемориальная доска. Также мемориальная доска установлена в Ереване.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Информация из открытых источников

Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.